Протасевич Оксана Александровна, учитель-логопед, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Ноябрьск
В данный момент в системе образования происходят изменения, обусловленные введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Коррекционное обучение обязано не отставать от современных перестроек в образовании, идти в ногу с новыми требованиями, отвечать интересам всех участников образовательного процесса.
Логопедическая коррекция должна способствовать успешному обучению в школе, успешной адаптации ребёнка в социуме, воспитанию всесторонне развитой личности. Одним из направлений модернизации системы образования является достижение нового качества образования, что возможно при условии сформированной устной и письменной речи. Препятствием для выполнения этого важного условия выступает то, что ежегодно увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи на всех этапах развития (от младшего дошкольного до старшего школьного возраста), растёт число детей с тяжёлыми нарушениями речи (алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, в некоторых случаях с сочетанной патологией). В то же время возросли требования к логопеду, к его профессионализму, компетентности. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда (дифференциальной диагностики, разработки программ коррекционной деятельности, подбора технологий, методов и приёмов логопедической работы, консультативно-просветительской деятельности среди родителей и педагогов).
Цель деятельности учителя-логопеда - выявление и преодоление нарушений речевого развития, совершенствование коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы и социализации в обществе.
Деятельность учителя-логопеда должна способствовать повышению мотивации к учению, помогать обучающимся добиваться более прочного усвоения знаний, обеспечению условий для личностного и общекультурного развития через формирование универсальных учебных действий.
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществляется на основании программы коррекционной работы, которая входит в структуру основной образовательной программы образовательного учреждения.
Исходя из этого, выделяются следующие направления деятельности учителя-логопеда:
диагностическое направление включает в себя подробное изучение ребёнка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития, причин возникновения проблем. На основании диагностических данных делается вывод об уровне речевого развития ребёнка с ОВЗ, о сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных действий, определяются основные направления, содержание, приёмы и методы логопедической работы. Также, проводится промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать индивидуальную программу и сделать акцент на наиболее стойких проблемах речевого развития обучающегося. Итоговое логопедическое обследование выявляет сформированность всех видов универсальных учебных действий.
Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учётом структуры дефекта, индивидуальных особенностей обучающихся, возрастной категории. В содержание данного направления входит выбор коррекционных программ, приёмов и методов обучения, проведение логопедических занятий (индивидуальных и групповых) по коррекции нарушений устной и письменной речи, развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Организационно-методическое направление работы содержит в себе ведение документации, подбор методических и дидактических материалов, разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.
Учитель-логопед принимает участие в городских и школьных методических объединениях, заседаниях ПМПк. Логопед регулярно совершенствует свой профессионализм, изучая новую методическую информацию и нормативно-правовые документы.
Консультативно-просветительское направление работы включает в себя консультирование родителей по вопросам речевого развития, формирования логопедической грамотности родителей (законных представителей), обучению простейшим приёмам логопедической работы по коррекции нарушений устной и письменной речи. Большое значение для успешности коррекционного процесса имеет консультирование всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, медиков и др.) по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания благоприятной речевой среды, необходимой для дальнейшего развития обучающихся.
Каждое направление деятельности учителя-логопеда нацелено на преодоление речевых нарушений, социализацию в среде нормально развивающих сверстников, является важнейшей и необходимой частью психолого-педагогического сопровождения.
Литература
- Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. – Челябинск: ОАО Южно-Уральское кн. изд-во, 2004. – 176 с.
- Игнатьева С.А. Коммуникативная культура в структуре профессионализма учителя – логопеда /Практическая психология и логопедия. – 2004.-№3
Интернет-ресурсы