Петрова Елена Геннадьевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, обладал внутренней культурой, мог общаться как в устной, так и в письменной форме.
При становлении письма у младшего школьника должна быть сформирована фонетическая сторона речи, также он должен уметь производить звуковой анализ слова, соотносить звуковой вариант с фонемой, далее с соответствующей буквой. Иными словами ребенок должен достигнуть такой ступени слухоречевого различия, при котором становится возможным формирование фонематического представления и звуко- буквенного анализа слова. Однако у детей с ЗПР очень часто появляются проблемы в формировании этих процессов. Как следствие ребенку трудно анализировать звуковой состав слова, дифференцировать звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам. В результате у ребенка возникают трудности в овладении письмом и чтением. Традиционно сложилось, что развитие фонематического слуха идёт по линии слушания и говорения, но в силу его недоразвития, опираясь только на слух, трудно научить различать звуки, а далее правильно соотносить их с соответствующей буквой.
Для того, чтобы ученик мог не только сознательно выполнить требуемое действие, например, выбрать необходимую букву при дифференциации звуков и букв, но и проверить его правильность, а затем, в случае ошибки, выявить ее причину и исправить, ему нужен четкий знаково оформленный критерий, фиксирующий все шаги выполняемого действия, то есть эталон или опора. Нужна дополнительная "материализация" звука и специальная коррекционная работа, в основе которой могут быть опорные схемы произношения звуков.
В технологии проблемного урока важное место отводится созданию опорного сигнала, выражающего продуктивное задание при формулировке нового знания. Работа с опорным сигналом начинается с включения учащихся в процесс его составления. Новое знание появляется в учебном процессе не просто как готовый, созданный кем-то продукт, хотя и значимый для учащихся. Теперь новое знание становится личным достижением детей, и поэтому созданные эталоны приобретают для них личностный смысл, воспринимаются как собственный результат.
Опора - это зрительный образ, выражающий знание в предельно абстрактном, концентрированном виде. Именно ею, и завершается поиск решения учебной проблемы при закреплении умения, например, дифференцировать близкие по артикуляционным признакам фонемы. Разновидностей опорного сигнала много: символ, схема, таблица, опорные слова.
На занятиях мы создаём опорные схемы произношения звуков в виде таблицы. Опорные схемы, демонстрируя артикуляцию губ, положение языка, работу голосовых складок, служат хорошей наглядностью, а, неся в себе характеристику звука, служат и подсказкой, зрительной опорой, "разъясняющей", что надо делать. Поэтому опорные схемы артикуляции звуков можно успешно применять при постановке и автоматизации звуков, на этапах дифференциации звуков и букв. Опорные схемы запоминаются быстро, читать по ним интересно.
Например, при изучении звука "ч" сначала дети тактильно определяют характер выдыхаемой воздушной струи. Выбирают необходимую картинку среди данных, на которых изображены шарики. Выдыхаемая воздушная струя у них разная: узкая, широкая, либо толчками. Особенности воздушной струи записываются в таблицу. Далее анализируется профиль артикуляции звука, который воссоздаёт образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Дети сопоставляют уклад органов речи по картинке и при произношении. А при дифференциации "ч" и "щ" находят сходство и различие в произношении. Уточняется положение губ. Выводы записываем в таблицу. Затем соотносят фонему с буквой – картинкой, название которой начинается на заданный звук и внешне предмет на картинке похож на образ соответствующей буквы. Следующий этап это графическое изображение звука буквой. Важно то, что дети легче, быстрее запоминают буквы. Большую помощь опорные схемы могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость – твердость, звонкость-глухость. По опорным схемам произношения и опытным путём, опираясь на разницу в ощущениях, при изменении положения языка, дети узнают то, что при мягком произношении согласных звуков язычок оказывается ближе к твёрдому нёбу и губы сильнее растягиваются в улыбку. Интересно и легко по опорным схемам идет запоминание различия звонких - глухих согласных. Например, звуков "ш" и "ж". Ребенок, видя на опорной схеме колокольчик, знает, что надо "включить" голос. Отработав данный навык по опорным схемам, он не ошибается в различении звуков по этому признаку. На этапах дифференциации звуков и букв отличительные признаки, записанные в таблицу, выделяем жирным шрифтом или ярким цветом.
Опорные схемы артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в опорных схемах, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по опорным схемам уклад органов артикуляционного аппарата, или проводя построение самой таблицы, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи. Применение опорных схем артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, применение наглядных схем, улучшает качество приема и воспроизведения звуков.
Таким образом, опорные схемы артикуляции звуков расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является как профилактикой, так и коррекцией различных форм дисграфии и дислексии у младших школьников с ЗПР.
Литература
- Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой "Логопедическая азбука. Новая методика обучению чтению". – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001 г.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.