Кириллова Марина Кирамовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, Новгородова Юлия Олеговна, старший преподаватель, кафедра психологии развития и дифференциальной психологии, Удмуртский государственный университет
Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушениями речи. Рассматриваются особенности коррекционно-развивающей программы с использованием метода арт-терапии.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, арт-терапия, нарушения речи.
Конечной целью психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является их социальная адаптация, интеграция в общество. Одним из основных факторов успешной социальной адаптации является коммуникативная компетентность детей в пространстве взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Под коммуникативной компетентностью в нашей работе понимается умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях (В.Н.Куницына).
Коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками. Коммуникативная компетентность в процессе реального общения проявляется в способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение и др.), направленности на другого, чувствительности к сверстнику.
Именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ребенка – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса детского сада и школы.
Традиционно в практической психологии используются технологии, которые основаны на вербальном взаимодействии между участниками. Такой подход не может в полной мере позволить раскрыться друг перед другом в процессе взаимодействия детям с нарушениями речи. Поэтому для эффективного развития коммуникативной компетентности необходимо подобрать такой метод, который бы позволил использовать невербальный и вербальный способ общения. Одним из современных методов психологической коррекции и психотерапии, который сочетает в себе невербальный и вербальный способ общения является Арт-терапия. Арт-терапия ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению, - с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т.д. [1]. Дети с нарушениями речи затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь рисунка позволяет человеку выразить свои эмоции, по-новому взглянуть на ситуацию и благодаря этому выразить себя и больше узнать о себе и других людях. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют детям с нарушениями речи активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального взаимодействия.
Вопросом использования изобразительных средств в процессе психотерапевтического взаимодействия занимались представители психодинамического подхода: К.Г.Юнг, М.Наумбург, И.Чапернон, М.Миллнер. В России направление арт-терапии развивают А.И.Копытин, М.Е.Бурно. В качестве основной теории для создания коррекционно-развивающей программы нами выбрана модель системной арт-терапии А.И.Копытина. Системная арт-терапия (САТ) – это совокупность психологических, психофизических и психосоциальных лечебно-профилактических воздействий, базирующаяся на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции болезни (состояний психосоциальной дезадаптации), психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой, концепции творчества как способа поддержания и регуляции идентичности и формы защитно-приспособительного поведения. В модели САТ художественное творчество рассматривается в качестве особой копинг-стратегии, опирающейся на культурно-производственную деятельность и используемой личностью в проблемных ситуациях. Также необходимым является ориентировка на саморазвитие участников арт-терапии посредством творческой активности, доверия к их внутренним ресурсам и механизмам творческой адаптации с параллельным привлечением и активизацией внешних, в частности, групповых ресурсов. Модель САТ предполагает использование в ходе занятий в основном изобразительные средства, однако, допускается применение иных средств творческого самовыражения [1]. С учетом этой особенности в нашу программу включены упражнения в психологической песочнице.
Основная цель разработанной нами коррекционно-развивающей программы – развитие коммуникативной компетентности дошкольников. Эта цель достигается за счет коллективной работы по созданию творческого продукта, совместной работы в песочнице. На занятиях создается пространство естественной среды, в которой ребенок настроен на проявление творческой активности, так как чувствует себя комфортно и защищено. Программа включает 16 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительность каждого составляет 45 минут. В основе каждого занятия лежит игровой сюжет, сказочное путешествие, открывающее для детей новые представления о мире, о себе, о своих отношениях со сверстниками.
Апробация программы проходила на базе детского сада № 189 г.Ижевска. В исследовании принимали участие старшие дошкольники, 6 человек экспериментальной группы и 6 человек контрольной группы. Для диагностики использовались методика «Мой друг», экспериментальная ситуации «Раскраска» и «Горошина», опросник «Особенности межличностных отношений (ОМО) [2]. Оценка достоверности различий между исследуемыми группами проверялась с помощью U критерия Манна-Уитни. Статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета программы SPSS 17.0 for Windows.
Количественный анализ позволил определить значимые различия экспериментальной и контрольной групп при повторной диагностике коммуникативной компетентности по показателю «эмоциональная реакция на оценку работы сверстника взрослым» (U = 0,000, р = 0,002); по показателю «степень проявления просоциального поведения» (U = 0,000, р = 0,002); по показателю «особенности отношений со сверстниками» (эмоциональное благополучие в группе; эмоциональное отношение ребенка к сверстникам) (U = 0,000, р = 0,002).
На арт-терапевтических сессиях создавалась ситуация гуманного взаимодействия и взаимопомощи. Благодаря совместным усилиям, дети создавали общий рисунок или поделку. Дети учились договариваться, тренировали толерантность к действиям сверстников. На занятиях имел место феномен «психологического поглаживания» при обсуждении рисунков друг друга. При обсуждении также обращалось внимание на сотворчество и индивидуальную неповторимость каждого из детей.
В программу были включены занятия с песком в психологической песочнице. Развитие коммуникативной компетентности достигалось за счет коллективной работы в песочнице, выполнения совместных задач и упражнений, направленных на развитие произвольной сферы ребенка.
Подводя итог, можно отметить, что групповая арт-терапия способствует развитию коммуникативной компетентности за счет коллективного создания продукта творчества, развития эмпатии при обсуждении рисунка, развития произвольности поведения, сублимации отрицательных эмоций детей.
Литература
- Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии / А.И.Копытин. – СПб.: речь, 2014. – 288 с.
- Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка / Г.Р.Хузеева – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 78 с.