Веселова Оксана Евгеньевна, учитель-логопед, Никулина Софья Валерьевна, педагог-психолог, МБОУ "СОШ № 14", г. Полевской
Изменение парадигмы образования привело к необходимости обучать, ориентируясь на развитие учащихся, учитывать их особенности и всесторонне раскрывать их интеллектуальный и личностный потенциал.
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья заботит многие образовательные организации. Наша школа – школа для разных категорий обучающихся, где функционируют специальные (коррекционные) классы (с 1 по 9) для детей с ОВЗ (ЗПР). Под сопровождением обучающихся с ОВЗ понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ.
Среди форм взаимодействия специалистов сопровождения нашей образовательной организации можно выделить:
- семинары-практикумы
- круглые столы
- научно-практические конференции
- заседания школьного ПМПк
- выступления на родительских собраниях
- проведение индивидуальных консультаций
- взаимопосещение и анализ занятий
- анкетирование, деловые игры, мастер-классы
- обзоры специальной литературы
В нашей образовательной организации сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога начинается с изучения медицинских карт (эпикриз развития ребёнка, рекомендации невролога и других узких специалистов). Первичное логопедическое и психологическое обследование проходит в сентябре; данные обследований анализируются, и делается вывод об уровне актуального развития обучающегося.
Следующий этап – составление рабочих программ. Темы тематического планирования тесно перекликаются. Так, при знакомстве с буквой «С» ребята учатся выделять звук среди других звуков, в слогах, словах, изучают артикуляционный уклад, а на занятии с психологом при знакомстве с буквой «С» работают по теме «Семья». Коррекционно-развивающее направление реализуется через индивидуальные и групповые занятия согласно плану. Часть занятия проводятся совместно.
Ежегодно перед новогодними праздниками стартует проект «Новогодняя газета», где обучающиеся с задержкой психического развития могут раскрыть свой творческий потенциал. В рамках сетевого сотрудничества со школами города нами проводятся интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «АБВГДейка». Готовится к реализации проект игры «Мама, учитель, мы – спортивная семья». Совместные мероприятия проводятся в рамках внеурочной деятельности и направлены на наиболее полную реализацию ФГОС, АООП НОО.
Проблема комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ была представлена нами на деловой игре «Ребёнок со всех сторон», где принимали участие не только узкие специалисты школ города, но и учителя начальной школы. Участие в игре дало возможность педагогам акцентировать внимание на проблемах в обучении детей с ОВЗ, а также выработать совместные пути их решения, поделиться опытом работы.
Сотрудничество специалистов сопровождения в нашей образовательной организации даёт положительную динамику развития не только познавательных возможностей обучающихся, но и их личности в целом. Однако существует и множество проблем в ходе реализации ФГОС для детей с ОВЗ. Нам хочется отметить недостаток специалистов сопровождения, таких, как дефектолог и социальный педагог. Отсутствие сопровождения со стороны социального педагога затрудняет социализацию обучающихся, решение проблем социализации перекладывается на плечи педагога-психолога и классного руководителя.