Шафран Тамара Леонидовна, заместитель директора по УВР, Муниципальноое казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Ноябрьск
Современная система специального образования в настоящее время претерпевает значительные изменения. Принятые и утвержденные ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются тому подтверждением.
Все вы знаете, что образование обучающихся с ОВЗ всегда было связано с деятельностью ПМПК. Закономерно, что происходящие преобразования проецируются соответственно на значительные изменения, расширение деятельности ПМПК.
Деятельность ПМПк регламентируется Положением МКОУ "С(К)ОШ" в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/ 901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения".
ПМПк МКОУ "С(К)ОШ"– это постоянно действующий, скоординированный, объединённый общими целями, коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребёнка, на основе углубленной психолого-педагогической диагностики, с учётом анализа актуального уровня развития, соматического, нервно-психического состояния и характера обучаемости.
Логически вытекает, что введение Стандарта потребует пересмотра направлений деятельности ПМПк.
В соответствии с требованиями ФГОС в АООП в обязательном порядке должна быть разработана программа коррекционной работы, которая должна содержать систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, предполагающая и психолого-медико-педагогического обследование и мониторинг динамики развития обучающихся и как следствие корректировку коррекционных мероприятий.
Как было сказано выше, расширяются задачи ПМПк.
В программе формирования базовых учебных действий БУД указаны задачи, выполнять которые предстоит членам ПМПк:
- Выявление возрастных особенностей формирования БУД обучающихся с ОВЗ.
- Выделение условий и факторов развития БУД в образовательной деятельности и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.
- Рекомендации по проведению групповой работы по формированию и развитию БУД.
- Мониторинг формирования БУД на различных этапах образования.
Выбор коррекционных курсов и количество часов, их соотношение определяется ОУ исходя из особых образовательных потребностей обучающихся и варианта обучения на основании рекомендации ТПМПК и (или) индивидуальной программы реабилитации инвалида. Предполагается, что содержание коррекционно-развивающей области может быть дополнено ОУ самостоятельно, с учетом психофизических возможностей обучающихся, степени нарушения и также на основании рекомендаций ПМПк.
Кроме того, в работу входит на основе заключения психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации оценка личностных результатов обучения.
В случае пробного обучения, по рекомендации ТПМПк, традиционно это или полгода, или год в 1 классе, а также в определенных случаях в другие периоды обучения, в течение этого времени в среднем от двух до 4 раз по поводу его результатов собирается психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации. Результаты его проведения ложатся в основу принятия окончательного решения ПМПК.
В соответствии с рекомендациями, реализуя Вариант 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, консилиум ОУ несет ответственность за создание необходимых условий, которые предписаны в заключении ТПМПк, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся и проведение первичного знакомства с ребенком, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком.
В связи с этим, перед ПМПк ставятся конкретные задачи, которые предполагают:
- приведение в соответствии с ФГОС нормативных документов, регламентирующих деятельность ПМПк;
- пересмотр заключений специалистов и рекомендаций, содержания диагностической деятельности в сторону оценки комплексной предметной оценки результатов обучения и личностной, сформированности жизненных компетенций;
- составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию базовых учебных действий;
Литература
- Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях переходного периода к введению СФГОС : материалы Международной научно-практической конференции. – М. – Челябинск : МБОУ ДПО УМЦ, 2015. – 212 с.
- http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
- http://www.pmss27.ru/index.php/fgos