Маленьких Любовь Александровна, учитель-логопед, Файзуллина Гульназ Маратовна, учитель-дефектолог, Юдаева Алия Рафиковна, учитель-дефектолог, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Ноябрьск
Работа с учащимися, имеющими умеренную умственную отсталость, весьма специфична. В первую очередь эти дети (в соответствии с их психическими и физическими способностями, возможностями, ограничениями) должны овладеть жизненными компетенциями, позволяющими достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.Ребёнок с умеренной умственной отсталостью может быть включён в жизнь общества лишь через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
К числу жизненных компетенций таких детей относится наличие представлений об окружающем мире, владение практическими умениями в области социальных отношений.Так, для решения задач повседневной жизни ребёнок с умеренной умственной отсталостью должен уметь пользоваться объектами социального назначения, транспортом, средствами связи и др.
Как известно, уровень психофизического развития детей с умеренной умственной отсталостью невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами.Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка и в семье, и в обществе целом.
Важное значение для развития у детей с умеренной умственной отсталостью жизненных компетенций в целом и формировании адекватных представлений об окружающем мире в частности имеют ролевые, сюжетно-ролевые, дидактические игры, экскурсии,а также практические занятия по применению полученных умений и навыков в конкретных жизненных ситуациях.Участвуя в тех или иных играх, дети с умеренной умственной отсталостью приобретают опыт, необходимый им в реальной жизни и повышающий её качество.
В данной статье предложены игры, способствующие формированию у детей названной категории практических навыков пользования объектами торговли. Предлагаемые игры объединены в тематический раздел "Магазин".
В начале работы по названному тематическому разделу целесообразным является проведение ознакомительных экскурсий в небольшие магазины. Педагогу необходимо выяснить имеющиеся у школьников представления о магазинах, их назначении. Задачей дальнейшей работы является уточнение, расширение представлений и знаний детей о видах магазинов, о товарах,а также закрепление практических навыков пользования магазинами.
На первоначальных этапах работы с учащимися лучше использовать один и тот же наглядный материал.
Приведём примеры некоторых используемых в работе игр.
"Разложи продукты на полках в магазине"
Цель: закрепление знаний детей о разнообразии продуктов питания, отделах продовольственного магазина, формирование умений соотносить картинку с реальным предметом.
Содержание игры.
Ведущий выкладывает карточки с названиями отделов магазина, а играющие выбирают продукты питания, которые продаются в том или ином отделе. Выигрывает тот ребёнок, который подобрал и выложил карточки правильно.
"Будь внимательным"
Цель: развитие у детей фонематических процессов, навыков классификации и дифференциации предметов.
Содержание игры.
У каждого ребенка имеются картинки с изображениями магазинов ("Продукты", "Книги"). Педагог показывает картинку с изображением предмета. Например, на предметных картинках могут быть изображены книга, сок, ручка, хлеб и др. Дети поднимают и показывают картинку с изображением соответствующего магазина.
"Угадай и ответь"
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, мелкой моторики, обучение соотнесению реального предмета с картинкой.
Содержание игры.
Детям предлагаются мешочки с сыпучими продуктами (горох, вермишель, фасоль, кофе). Школьников просят узнать продукт на ощупь и соотнести его с картинкой.
Лото "Магазин"
Цель: обогащение пассивного словаря учащихся, развитие навыков дифференциации предметов, уточнение семантики слов.
Содержание игры.
Ребёнку предлагают подобрать картинки, соответствующие изображению магазина, представленного на игровом поле.
"За покупками"
Цель: развитие у детей навыков вербального общения и невербальной коммуникации.
Содержание игры.
Между детьми распределяются роли продавцов и покупателей. Ученики-покупатели "приобретают" продукты, показывая на них и правильно называя. Ученики-продавцы отдают "товар". При этом между школьниками организуется диалог. Детей учат пользоваться речевыми единицами следующего типа: "Здравствуйте!", "Дайте мне, пожалуйста…", "Спасибо" и т.п. Общение между учениками осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Подводя итог, отметим, что коррекционную работу по формированию у обучающихся с умеренной умственной отсталостью жизненных компетенций, в том числе адекватных представлений об окружающем мире, следует проводить не только в образовательной организации, но и в условиях семьи. Для этого родителей следует познакомить с особенностями организации и проведения игр, способствующих поэтапному и планомерному введению ребёнка в социальную среду.
Литература
- Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. - М.: Парадигма, 2012. – 128 с.