Валиева Накия Файзелхановна, учитель физики, ГКОУ СО "Березовская школа", Березовский
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Ориентация образования направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика? Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?
Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Подчас на уроке солирует педагог, а необходимо, чтобы говорил не только учитель, но и ученик. Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное учителем, не должно являться основным методом в обучении.
Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый.
Проблемное и развивающее обучение активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес, создаёт предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления у учащихся, навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д.
На уроках я использую следующие способы постановки и решения учебных проблем.
На этапе изучения новой темы - это проблемное изложение материала, т.е. словесная формулировка проблемы или ряда проблем (даже тема урока формулируется в форме вопроса), которые ставит учитель и решает вместе с учащимися.
Другой способ развития познавательной активности - поисковая беседа, т.е. разрешение проблемы с помощью системы вопросов.
Проблемной ситуации при объяснении нового материала может быть постановка опыта. Например, опыт рождает проблемную ситуацию. При изучении тепловых явлений неоднократно подчёркиваем, что все тела, находящиеся в длительном контакте, имеют одинаковую температуру. Для наглядности измеряем температуру воздуха в разных местах класса (например, на каждом столе), а после этого прошу учащихся потрогать различные предметы, находящиеся на столах: деревянный и железный бруски, стеклянный стакан.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
В физике практически любая изучаемая тема может быть использована для формирования правильного отношения учеников к своему здоровью:
- при изучении мех. движения, явления инерции–профилактика детского травматизма (7 кл. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?);
Одним видом здоровьесберегающих уроков является урок с элементами здоровьесбережения, когда тема урока имеет отношение к здоровью. Например, тема «Масса» – лишний вес создает угрозу здоровью; тема «Смачиваемость – необходимо соблюдать гигиену кожи; тема «Архимедова сила» - надо знать правила поведения на воде.
Дифференцированный подход с использованием различных методик обучения учебной работы
Для своих учеников я использую некоторые приемы методики В.Ф.Шаталова.
Один из таких приемов – это использование опорно-логических схем или конспектов. Знания вводятся крупными блоками, представляя собой первичное знакомство ученика с новым материалом с целью раскрытия его сути, показывая связь с уже имеющимися знаниями. Кроме того, в опорных схемах может быть отражена классификация знаний по уровню значимости (красным цветом - самое главное, зеленым – менее существенное). Кстати, учащиеся с задержкой психического развития очень хорошо реагируют на цветовую гамму. Опорная схема облегчает усвоение большого объема сведений, общей логической обработки учебного материала и переводу его в долговременную память.
Для моих учеников особенно полезно то, что потом происходит вторичное объяснение материала, мы еще раз к нему возвращаемся, но уже дополняем опорный конспект новой информацией из учебника и своими примерами (домашние задания).
Поскольку на практике чаще всего ведется устный опрос, я использую разнообразные формы: у доски с опорным конспектом, парный взаимоопрос и другие. Все они обеспечивают повторение материала, закрепление знаний. Особенно практикую, когда оценки своим одноклассникам ставят ребята. Это способствует овладению критериями оценивания знаний, и подготавливают ребят к адекватной самооценке. А это еще одно психологическое условие повышения эффективности обучения слабоуспевающих учеников.
Использование ИКТ на уроках физики
Использование компьютера и компьютерных технологий в моей работе обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в организации учебной деятельности ребенка, что в свою очередь скажется на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и расширении сфер будущей трудовой деятельности детей с нарушениями в развитии «я».