Скрыгина Оксана Викторовна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Тема урока: "Изменение имён прилагательных по родам"
Цели: Формировать представления учащихся об основных признаках имён прилагательных (роде); о том, что род прилагательных совпадает с родом существительных, к которому данное прилагательное относится.
Задачи:
- Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи.
- Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
- Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, воспитывать настойчивость при выполнении учебных задач.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам. Уметь определять род, число имён прилагательных.
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.
- Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
- Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
- Личностные результаты: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, способность к самооценке.
Тип урока - усвоение новых знаний.
Возраст детей- 10-11 лет, 3 класс.
- По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение).
- По форме организации – комбинированный (индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
- По видам деятельности – поисково- исследовательский.
- По результатам выполнения – практический.
Материалы: карточки со словами, учебник, словарь.
Структура урока
- Орг. момент. Мотивация.
- Актуализация знаний.
- Орфографическая минутка. Словарная работа.
- Минутка чистописания.
- Введение в тему урока.
- Постановка проблемной ситуации.
- "Открытие" нового знания.
- Физминутка.
- Первичное закрепление.
- Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.
На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности, упражнения на внимание);
- игровые;
- личностно- ориентированные (индивидуальные задания в ходе работы);
- проблемное обучение (частично- поисковое).
Ход урока
этапы урока |
деятельность учителя |
деятельность обучающихся |
Организационный момент. Мотивация. (Приветствие гостей).
|
Необычный день у нас. И гостями полон класс. -Что гостям сказать нам надо? (Видеть Вас мы очень рады!)
|
Учащиеся проходят на свои места.
|
Актуализация знаний.
|
- Что вы уже знаете об имени прилагательном?
- Сегодня на уроке мы узнаем много нового об этой части речи.
- Предлагаю назвать наш урок- «Открытием» новых знаний.
- Записываем число, классная работа.
|
-Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, Украшает нашу речь делает её более выразительной и точной.
|
Орфографическая минутка. Словарная работа.
|
Пришла, улыбнулась- утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады. - О каком времени года идёт речь? -Назовите признаки весны. - Весна – замечательное и прекрасное время года. Это пора, когда просыпается и оживает природа после зимнего сна.
|
О весне. Таяние снега, ледоход, солнце выше, день длиннее, ночь короче, первоцветы….. |
Минутка чистописания. |
- Назовите первый звук в слове «ВЕСНА»? - Дайте ему характеристику. - Эта буква и будет минуткой чистописания. Вв Введ |
([вь]) – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ».
|
Введение в тему урока.
Постановка проблемной ситуации.
Физминутка.
Первичное закрепление.
Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Оценки. |
На доске карточки со словами (закрыты) ландыш солнце весна ветер - Сейчас вы будете записывать под диктовку слова в столбик, с маленькой буквы, объясняя знакомые орфограммы. Учитель открывает слова, дети проверяют, исправляют ошибки. - Что общего у этих слов? - Как определили? -Что знаете об имени существительном? - Обозначьте род имён существительных? - Как определить род имени существительного?
На доске второй столбик слов с именами прилагательными. яркое душистый ранняя весенний - Прочитайте слова второго столбика.
- Что общего между этими словами? - Как определили?
Задание: Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
- Как будете выполнять это задание?
- Прочитайте хором. Что получилось?
- Допишите в тетрадь имена прилагательные во второй столбик.
- На что обращали внимание при составлении словосочетаний? - Определите род каждого имени существительного.
- Как вы думаете, почему окончания у имён прилагательных разные? Или от чего зависит окончание у имён прилагательных? - Посмотрите на существительные с которыми связаны по смыслу имена прилагательные.
Значит, согласовать имена прилагательные с именами существительными нам помогли окончания.
Ну- ка, дети, дружно встали. И на месте зашагали. 1,2,3,4,3,4,1,2 Быстро руки вверх подняли И руками помахали. В стороны развели, вперёд, хлопок, Назад, хлопок. Повернулись вправо, влево, Вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
Работа с учебником. С. 72, 73 прочитали правило, рассмотрели, разобрали таблицу. Самостоятельно в тетрадях учащиеся выполняют УПР.126.
-Какое «открытие» сделали на уроке?
- Домашнее задание. С.74, упр. 127. |
ЛАНДЫШ СОЛНЦЕ ВЕСНА ВЕТЕР
Самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам, родам….
Все слова относятся к одной части речи (имена прилагательные) Задали вопрос.
Буду задавать вопрос от имени существительного к прилагательному. Дети по одному выходят к доске и выполняют задание. ЛАНДЫШ (какой?) душистый СОЛНЦЕ (какое?) яркое ВЕСНА (какая?) ранняя ВЕТЕР (какой?) весенний
Мы составили словосочетания: сущ.+ прил.
На окончания.
Учащиеся самостоятельно определяют род имён существительных.
Имя прилагательное стоит в том же роде ,что и имя существительное, с которым оно связано.
Самостоятельная работа.
Мы узнали, что имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
|