Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Изменение имён прилагательных по родам" для учащихся 3 класса

Скрыгина Оксана Викторовна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Тема урока: "Изменение имён прилагательных по родам"

Цели: Формировать представления учащихся об основных признаках имён прилагательных (роде); о том, что род прилагательных совпадает с родом существительных, к которому данное прилагательное относится.

Задачи:

  • Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи.
  • Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, воспитывать настойчивость при выполнении учебных задач.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам. Уметь определять род, число имён прилагательных.

  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.
  • Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
  • Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
  • Личностные результаты: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, способность к самооценке.

Тип урока - усвоение новых знаний.

Возраст детей- 10-11 лет, 3 класс.

  • По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир, чтение).
  • По форме организации – комбинированный (индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
  • По видам деятельности – поисково- исследовательский.
  • По результатам выполнения – практический.

Материалы: карточки со словами, учебник, словарь.

Структура урока

  1. Орг. момент. Мотивация.
  2. Актуализация знаний.
  3. Орфографическая минутка. Словарная работа.
  4. Минутка чистописания. 
  5. Введение в тему урока.
  6. Постановка проблемной ситуации.
  7. "Открытие" нового знания.
  8. Физминутка.
  9. Первичное закрепление.
  10. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности, упражнения на внимание);
  • игровые;
  • личностно- ориентированные (индивидуальные задания в ходе работы);
  • проблемное обучение (частично- поисковое).

Ход урока

этапы урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

Организационный

момент. Мотивация.

(Приветствие гостей).

 

 

 

 

 

 

 

 

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

-Что гостям сказать нам надо?

(Видеть Вас мы очень рады!)

 

 

 

Учащиеся проходят на свои места.

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

- Что вы уже знаете об имени прилагательном?

 

- Сегодня на уроке мы узнаем много нового об этой части речи.

 

- Предлагаю назвать наш урок- «Открытием» новых знаний.

 

- Записываем число, классная работа.

 

 

 -Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, Украшает нашу речь делает её более выразительной и точной.

 

Орфографическая минутка. Словарная работа.

 

 

Пришла, улыбнулась- утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

- О каком времени года идёт речь?

-Назовите признаки весны.

- Весна – замечательное и прекрасное время года. Это пора, когда просыпается и оживает природа после зимнего сна.

 

О весне.

Таяние снега, ледоход, солнце выше, день длиннее, ночь короче, первоцветы…..

Минутка чистописания.

- Назовите первый звук в слове «ВЕСНА»?

- Дайте ему характеристику.

- Эта буква и будет минуткой чистописания. Вв  Введ

([вь]) – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ».

 

Введение в тему урока.

 

 

 

Постановка проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.

На доске карточки со словами  (закрыты)  ландыш

                          солнце

                          весна

                           ветер

- Сейчас вы будете записывать под диктовку слова в столбик, с маленькой буквы, объясняя знакомые орфограммы.

Учитель открывает слова, дети проверяют, исправляют ошибки.

- Что общего у этих слов?

- Как определили?

-Что знаете об имени существительном?

- Обозначьте род имён существительных?

- Как определить род имени существительного?

 

 

На доске второй столбик слов с именами прилагательными.

                                     яркое

                            душистый

                            ранняя

                            весенний

- Прочитайте слова второго столбика.

                                               

- Что общего между этими словами?

- Как определили?

 

 

 

Задание: Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

 

 - Как будете выполнять это задание?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте хором. Что получилось?

 

 

 

- Допишите в тетрадь имена прилагательные во второй столбик.

 

- На что обращали внимание при составлении словосочетаний?

- Определите род каждого имени существительного.

 

 

- Как вы думаете, почему окончания у имён прилагательных разные? Или от чего зависит окончание у имён прилагательных?

- Посмотрите на существительные с которыми связаны  по смыслу имена прилагательные.

 

Значит, согласовать имена прилагательные с именами существительными нам помогли окончания.

 

 

 

Ну- ка, дети, дружно встали.

И на месте зашагали.

1,2,3,4,3,4,1,2

Быстро руки вверх подняли

И руками помахали.

В стороны развели, вперёд, хлопок,

Назад, хлопок.

Повернулись вправо, влево,

Вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

 

 

 

 

 

Работа с учебником. С. 72, 73 прочитали правило, рассмотрели, разобрали таблицу.

Самостоятельно в тетрадях учащиеся выполняют УПР.126.

 

 

-Какое «открытие» сделали на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

- Домашнее задание. С.74, упр. 127.

ЛАНДЫШ

СОЛНЦЕ

ВЕСНА

ВЕТЕР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам, родам….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все слова относятся к одной части речи (имена прилагательные)

Задали вопрос.

 

 

 

 

 

 

Буду задавать вопрос от имени существительного к прилагательному.

Дети по одному выходят к доске  и выполняют задание.

ЛАНДЫШ (какой?) душистый

СОЛНЦЕ (какое?) яркое

ВЕСНА (какая?) ранняя

ВЕТЕР (какой?) весенний

 

 

Мы составили словосочетания: сущ.+ прил.

 

 

 

 

На окончания.

 

Учащиеся самостоятельно определяют род имён существительных.

 

Имя прилагательное стоит в том же роде ,что и имя существительное, с которым оно связано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

Мы узнали, что имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин