Бекк Алена Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ ПГО "СОШ № 17", Полевской
Современная стратегия развития образования предусматривает создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тенденции в образовательной политике государства вызывают изменения в системе специального образования, изменяются подходы к образованию, обучающихся в специальных (коррекционных) классах образовательных учреждений. Система мониторинга является механизмом комплексной оценки образовательных достижений обучающихся.
Мною проведен анализ теоретических подходов и практической деятельности по оцениванию, что позволило выявить противоречие, в требовании в образовательной политике в решении задач доступности качественного образования и недостаточной разработанностью моделей оценки качества образования в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения. В потребности учителя, в недостаточном арсенале у него методических средств, использование которых позволяет проводить анализ, оценку и прогнозирование перспективы развития обучающихся с ограниченными возможностями в развитии. Обусловливающее актуальность проблемы: использование мониторинга оценки образовательных достижений обучающихся в специально (коррекционном) классе:
Исходя из выявленных противоречий, мною была определена тема для работы: использование мониторинга универсальных учебных действий как системы оценки достижений учащихся в процессе обучения в специальных (коррекционных) классах на начальной ступени образования.
Понятие "мониторинг" не имеет однозначного толкования, поскольку применяется в различных сферах научно-практической деятельности. В моей работе мониторинг рассматривается как система сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации об индивидуальных образовательных достижениях учащихся, обеспечивающая непрерывное слежение за уровнем развития каждого школьника. При использовании мониторинга мною учитывается такие аспекты, как непрерывность, диагностичность, информативность, научность, обратная связь. В его основу положен уровневый подход, позволяющий определить степень формирования универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. Исходя из этого составляющей комплексного мониторинга является диагностика метапредметных достижений обучающихся специальных (коррекционных) классов, включающая в себя параметры: познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД. Результаты диагностики заносятся в карту "Динамика развития обучающегося".
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений обучающихся с ЗПР. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом.
Моя практическая деятельность показала, что для оценки достижений планируемых результатов обучающихся с ОВЗ использование комплексных итоговых контрольных работ по полугодиям или за год недостаточно в системе оценочной деятельности учителя, так как не позволяет проследить динамику формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Например, в конце обучения в 1 классе проводилась итоговая комплексная контрольная работа. Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 1 классов по итогам освоения программы за первый класса начальной школы. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Результаты, полученные в ходе проведения работы. В работе принимали 14 обучающихся 1 класса: высокий уровень сформированности УУД показал 1 ученик (16 баллов), средний уровень сформированности УУД 7 учеников (9-6 баллов), низкий уровень сформированности 6 учеников (5-0 баллов). Таким образом, практическое применение комплексных работ не дает возможности проследить динамику формирования достижений планируемых результатов обучающегося в соответствии с требованиями АООП НОО.
Динамику формирования УУД можно проследить в ходе образовательного процесса используя специально организованные формы и методы урока, диагностические задания. Результаты моих наблюдений и анализа результатов диагностики заносятся в листы достижений "Мониторинг оценки универсальных учебных действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Приложение 1).
Использование форм и методов для диагностики универсальных учебных действий на уроках в специально (коррекционном) классе.
УУД | Формы | Методы |
Познавательные | индивидуальные задания, работа в паре, работа в группе | диагностическое задание, работа с новым материалом, работа на закрепление и обобщение изученного |
Коммуникативные | дискуссия, работа в группе | защита проектов, составление синквейна, составление схем |
Регулятивные | индивидуальная групповая работа | самопроверка и самоанализ, взаимопроверка |
Вашему вниманию, представляю:
Фрагмент урока "Окружающий мир" 2 класс, по теме "Наша дружная семья". На этапе закрепления изученного материала.
Диагностическая цель:
- Выявить понимание обучающимся значение понятий "семья", "члены семьи", как проявляет себя в процессе выполнения задания. (Познавательные УУД)
- Выявить действия обучающегося в ходе работы в паре и в группе; определить умение обучающегося выражать свою точку зрения на данную тему. (Коммуникативные УУД)
- Создать условия для формирования умения анализировать свое поведение (поступки) в семье и отношение к близким людям. (Регулятивные УУД)
Работа в группе.
- Составление синквейна по теме "Наша дружная семья"
- Что? Кто?
- Какая? Какие? Какой?
- Что делает? Что делают?
- Вывод.
- Представление своих проектов.
Специальное диагностическое задание.
Урок математики, 2 класс по теме "Свойства противоположных сторон прямоугольника", урок повторения и закрепления изученного материала.
Диагностическая цель:
- Выявление умений применять ранее полученные знания в нестандартной ситуации (Познавательные УУД).
- Выявление умений излагать собственную мысль и работа в паре (Коммуникативные УУД).
- Наблюдение за действиями ребенка при получении задания: хаотичное выполнение задания или пошаговое выполнение задания. (Регулятивные УУД)
Формы работы: работа в паре.
Задание: найди периметр фигуры.
Диагностическая цель:
- Выявить умение обучающегося выделять главное в предложенной информации (Познавательные УУД).
- Выявить умение обучающегося излагать собственную мысль и отвечать на вопросы (Коммуникативные УУД).
- Выявить умение самоанализа, т.е. ребёнок должен уметь определять соответствует ли содержание сообщения теме проекта (Регулятативные УУД).
Мониторинговое отслеживание динамики изменений в оценке достижений универсальных учебных действий предполагает:
- диагностика (замер) характеристик УУД в течение всего процесса обучения;
- оценку достижений планируемых результатов с заполнением в таблицы (ведением их в таблицах), дает возможность проследить динамику формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, сравнение их с базовым уровнем, определение отклонений и проведение анализа по полугодиям.
Таким образом, используемые мною на различных этапах урока, специально подготовленные диагностические задания, с применением различных форм и методов обучения позволяют проследить динамику формирования УУД и оценить достижения планируемых результатов обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.