Балтабаева Галина Петровна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? И здесь нам на помощь приходят ФГОС и системно-деятельностный подход. Цель которого - обучить самостоятельному решению проблем.
План урока (технологическая карта урока) - документ, разрабатываемый педагогом на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития обучающихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока:
- способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
- обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
- предоставляет возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке
В основе методических оснований конструирования технологической карты урока рассматривается понятие методической готовности учителя к реализации ФГОС.
Методическая готовность учителя - это главное условие эффективности реализации ФГОС и носит развивающий фактор личностного и профессионального развития, роста современного педагога.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые нацелены на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Меняется и представление об уроке.
Технологическая карта дает наглядное представление о логике урока горизонтально (организация деятельности учащихся под руководством учителя, формирование и развитие БУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе урока) и вертикально (результат достижения предметных, Базовых учебных действий и личностных целей урока). Опытному учителю технологическая карта может заменить конспект урока, т.к включает в себя одновременно и деятельность учителя и ученика, и методическое обоснование урока на каждом этапе.
Основные положения, которым должен соответствовать урок:
- учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы
- учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески
- на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)
- учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика,
- учитель специально планирует коммуникативные задачи урока
- учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию
Структура урока деятельностного типа:
- Начало: Актуализация знаний; Проблема; Цель
- Основная часть: направлена на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений
- Итог: Результат, Оценка, Рефлексия, Перспектива
Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты урока в настоящее время не существует. Имеют место различные подходы к проектированию технологической карты урока и представляет собой конструктор, число проектируемых элементов которого можно увеличить или уменьшить.
Технологическая карта урока позволяет чётко фиксировать не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у обучающихся способов деятельности.
Учитель при помощи технологической карты прогнозирует виды формируемых у обучающихся способов деятельности в чётком соответствии с предложенной учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачей.
Планируемые образовательные результаты представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования.
Общие рекомендации:
- Подбор такого содержания мотивационных заданий, которое выводило бы учащихся на цель урока.
- Актуализация знаний должна сопровождаться и актуализацией способов работы, которые понадобятся на уроке.
- Формулирование цели таким образом, чтобы для обучающихся был понятен результат.
- В процессе урока необходимо показывать, как обучающиеся продвигаются к результату.
- Давая новые знания, необходимо помогать обучающимся осваивать новые способы работы с ними.
- В процессе проверки усвоения знаний, необходимо ставить практические задачи, требующие применения общеучебных умений.
- Помогать ученикам осознавать как полученный результат, так и способ его получения.
- Показать возможность переноса нового умения в другие ситуации.