Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью

Балтабаева Галина Петровна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? И здесь нам на помощь приходят ФГОС и системно-деятельностный подход. Цель которого - обучить самостоятельному решению проблем. 

План урока (технологическая карта урока) - документ, разрабатываемый педагогом на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития обучающихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков. 

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. 

Технологическая карта урока: 

  • способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам
  • обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
  • предоставляет возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке

В основе методических оснований конструирования технологической карты урока рассматривается понятие методической готовности учителя к реализации ФГОС.

Методическая готовность учителя - это главное условие эффективности реализации ФГОС и носит развивающий фактор личностного и профессионального развития, роста современного педагога.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые нацелены на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Меняется и представление об уроке.

Технологическая карта дает наглядное представление о логике урока горизонтально (организация деятельности учащихся под руководством учителя, формирование и развитие БУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе урока) и вертикально (результат достижения предметных, Базовых учебных действий и личностных целей урока). Опытному учителю технологическая карта может заменить конспект урока, т.к включает в себя одновременно и деятельность учителя и ученика, и методическое обоснование урока на каждом этапе.

Основные положения, которым должен соответствовать урок:

  • учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы
  • учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески
  • на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)
  •  учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика,
  • учитель специально планирует коммуникативные задачи урока
  • учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию

Структура урока деятельностного типа:

  • Начало: Актуализация знаний; Проблема; Цель 
  • Основная часть: направлена на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений 
  • Итог: Результат, Оценка, Рефлексия, Перспектива

Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты урока в настоящее время не существует. Имеют место различные подходы к проектированию технологической карты урока и представляет собой конструктор, число проектируемых элементов которого можно увеличить или уменьшить. 

Технологическая карта урока позволяет чётко фиксировать не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у обучающихся способов деятельности. 

Учитель при помощи технологической карты прогнозирует виды формируемых у обучающихся способов деятельности в чётком соответствии с предложенной учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачей.

Планируемые образовательные результаты представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования.

Общие рекомендации:

  • Подбор такого содержания мотивационных заданий, которое выводило бы учащихся на цель урока.
  • Актуализация знаний должна сопровождаться и актуализацией способов работы, которые понадобятся на уроке.
  • Формулирование цели таким образом, чтобы для обучающихся был понятен результат.
  • В процессе урока необходимо показывать, как обучающиеся продвигаются к результату.
  • Давая новые знания, необходимо помогать обучающимся осваивать новые способы работы с ними.
  • В процессе проверки усвоения знаний, необходимо ставить практические задачи, требующие применения общеучебных умений.
  • Помогать ученикам осознавать как полученный результат, так и способ его получения.
  • Показать возможность переноса нового умения в другие ситуации.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин