Формирование навыков самостоятельности у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Литвинюк Марина Михайловна, тьютор, Маленьких Любовь Александровна, учитель-логопед, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" , Ноябрьск

Расстройства аутистического спектра (РАС) – диагноз, с которым ежегодно сталкивается все больше семей. Статистика неумолима: по данным Всемирной Организации Здравоохранения, 1 ребенок из 150 имеет аутизм.

Одной их особых образовательных потребностей детей с РАС является потребность в овладении умениями и навыками самостоятельной деятельности.

В настоящее время существует несколько технологий, психолого-педагогических терапий, методик работы с данной категорией детей, способствующих воспитанию самостоятельности, развитию умений самостоятельно осуществлять ту или иную (доступную ребёнку) деятельность. В последние годы всё более широкое распространение получает поведенческая терапия, т.к. она дает высокий процент выхода воспитанников на уровень самостоятельной жизни. 

Поведенческая терапия включает два крупных направления. Это оперантное обучение и обучение по TEACCH-программе [1].

Цель оперантного направления – обеспечить развитие у детей с РАС навыков социально-бытового поведения и обучения через отработку отдельных операций с их последующим объединением.

К достоинствам названного направления принято относить следующие:

  • высокая эффективность в коррекции у детей с РАС вторичных нарушений;
  • социально-ориентированный подход к самому ребёнку у остальным участникам образовательного процесса (члены семьи, образовательной организация и др.);
  • достаточная простота — технологией реализации оперантного направления могут овладеть и не специалисты.

Одновременно с этим работа по оперантному направлению имеет недостатки:

  • требуется хорошее техническое оснащение;
  • коррекционная работа может превратиться в механический процесс;
  • навыки, приобретенные детьми с РВС, с трудом переносятся ими в другие условия, носят роботоподобный характер. В такой ситуации желаемый уровень гибкой адаптации к жизни в обществе, как правило, не достигается;
  • на первое место при реализации работы по данному направлению выходит социум и лишь затем ребёнок.

В арсенал приёмов и методов работы современного педагога можно добавить отдельные элементы поведенческой терапии. В своей работе для развития самостоятельности детей с РАС используем элементы методики "Расписание активностей", относящейся к оперантному обучению.

Методика "Расписание активностей" предполагает использование серии картинок или надписей, которые раскрывают последовательность выполнения тех или иных действий. 

Цель использования такого расписания - научить детей с РАС выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны родителей и учителей и без их контроля. 

До начала работы с расписанием ребенок должен овладеть некоторыми навыками. Дети с РАС осваивают расписание быстрее, если в него включены уже знакомые или освоенные ранее задания.

Коррекционная работа по данной методике проводится в несколько этапов.

  1. Первый этап. Физический контроль: сначала мы полностью контролируем действия ребёнка, направляем его своими руками, чтобы предотвратить ошибки. Постепенно, по мере того, как ребёнок учится выполнять задания без ошибок, уменьшаем контроль. 
  2. Второй этап. Постепенное уменьшение помощи. Это называется дозированным направлением. 
  3. Третий этап. "Теневое" следование за ребенком. Это означает переход к изменению локализации физического контакта, затем к "теневому" следованию за ребенком, то есть к увеличению расстояния между ним и взрослым [1].

Такая последовательность обучения способствует развитию самостоятельности, помогает детям с РАС выполнять задания без непосредственного контроля со стороны взрослых. 

В зависимости от возраста ребёнка и его возможностей, можно выбрать уровень расписания:

  • предметный (ящик с предметами);
  • фотографический (фотографии на табличках или в альбоме);
  • рисуночный или символический;
  • рисуночно-словесный;
  • письменный [1].

Если учащийся затрудняется в составлении плана или в процессе выполнения задания, то ребёнку необходимо помочь, используя тот вариант помощи, в котором он нуждается (физический контроль, дозированное направление, "теневое" следование). Необходимо помнить, что при любой степени контроля педагог должен находиться позади ребенка и направлять его к расписанию. 

Подытоживая изложенное выше, отметим, что процесс освоения ребенком с РАС необходимых бытовых и учебных навыков является длительным и требует большого терпения от взрослых. Методика "Расписание активностей" способствует повышению уровня самостоятельности и независимости ребёнка от старших, воспитанию у детей с РАС уверенности в себе.

Литература

  1. Аутизм. Коррекционные подходы [Электронный ресурс] // http://vseodetishkax.ru/osobye-deti/13-autizm-detskij-autizm-/20-autizm-korrekczionnye -podxody. - Дата обращения: 15.09.2016 г.
  2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф, 2003. – 160 с.
  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин