Литвинюк Марина Михайловна, тьютор, Маленьких Любовь Александровна, учитель-логопед, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" , Ноябрьск
Расстройства аутистического спектра (РАС) – диагноз, с которым ежегодно сталкивается все больше семей. Статистика неумолима: по данным Всемирной Организации Здравоохранения, 1 ребенок из 150 имеет аутизм.
Одной их особых образовательных потребностей детей с РАС является потребность в овладении умениями и навыками самостоятельной деятельности.
В настоящее время существует несколько технологий, психолого-педагогических терапий, методик работы с данной категорией детей, способствующих воспитанию самостоятельности, развитию умений самостоятельно осуществлять ту или иную (доступную ребёнку) деятельность. В последние годы всё более широкое распространение получает поведенческая терапия, т.к. она дает высокий процент выхода воспитанников на уровень самостоятельной жизни.
Поведенческая терапия включает два крупных направления. Это оперантное обучение и обучение по TEACCH-программе [1].
Цель оперантного направления – обеспечить развитие у детей с РАС навыков социально-бытового поведения и обучения через отработку отдельных операций с их последующим объединением.
К достоинствам названного направления принято относить следующие:
- высокая эффективность в коррекции у детей с РАС вторичных нарушений;
- социально-ориентированный подход к самому ребёнку у остальным участникам образовательного процесса (члены семьи, образовательной организация и др.);
- достаточная простота — технологией реализации оперантного направления могут овладеть и не специалисты.
Одновременно с этим работа по оперантному направлению имеет недостатки:
- требуется хорошее техническое оснащение;
- коррекционная работа может превратиться в механический процесс;
- навыки, приобретенные детьми с РВС, с трудом переносятся ими в другие условия, носят роботоподобный характер. В такой ситуации желаемый уровень гибкой адаптации к жизни в обществе, как правило, не достигается;
- на первое место при реализации работы по данному направлению выходит социум и лишь затем ребёнок.
В арсенал приёмов и методов работы современного педагога можно добавить отдельные элементы поведенческой терапии. В своей работе для развития самостоятельности детей с РАС используем элементы методики "Расписание активностей", относящейся к оперантному обучению.
Методика "Расписание активностей" предполагает использование серии картинок или надписей, которые раскрывают последовательность выполнения тех или иных действий.
Цель использования такого расписания - научить детей с РАС выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны родителей и учителей и без их контроля.
До начала работы с расписанием ребенок должен овладеть некоторыми навыками. Дети с РАС осваивают расписание быстрее, если в него включены уже знакомые или освоенные ранее задания.
Коррекционная работа по данной методике проводится в несколько этапов.
- Первый этап. Физический контроль: сначала мы полностью контролируем действия ребёнка, направляем его своими руками, чтобы предотвратить ошибки. Постепенно, по мере того, как ребёнок учится выполнять задания без ошибок, уменьшаем контроль.
- Второй этап. Постепенное уменьшение помощи. Это называется дозированным направлением.
- Третий этап. "Теневое" следование за ребенком. Это означает переход к изменению локализации физического контакта, затем к "теневому" следованию за ребенком, то есть к увеличению расстояния между ним и взрослым [1].
Такая последовательность обучения способствует развитию самостоятельности, помогает детям с РАС выполнять задания без непосредственного контроля со стороны взрослых.
В зависимости от возраста ребёнка и его возможностей, можно выбрать уровень расписания:
- предметный (ящик с предметами);
- фотографический (фотографии на табличках или в альбоме);
- рисуночный или символический;
- рисуночно-словесный;
- письменный [1].
Если учащийся затрудняется в составлении плана или в процессе выполнения задания, то ребёнку необходимо помочь, используя тот вариант помощи, в котором он нуждается (физический контроль, дозированное направление, "теневое" следование). Необходимо помнить, что при любой степени контроля педагог должен находиться позади ребенка и направлять его к расписанию.
Подытоживая изложенное выше, отметим, что процесс освоения ребенком с РАС необходимых бытовых и учебных навыков является длительным и требует большого терпения от взрослых. Методика "Расписание активностей" способствует повышению уровня самостоятельности и независимости ребёнка от старших, воспитанию у детей с РАС уверенности в себе.
Литература
- Аутизм. Коррекционные подходы [Электронный ресурс] // http://vseodetishkax.ru/osobye-deti/13-autizm-detskij-autizm-/20-autizm-korrekczionnye -podxody. - Дата обращения: 15.09.2016 г.
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф, 2003. – 160 с.