Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР (методы и приемы работы на уроках)

Драничникова Людмила Михайловна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

В соответствии с требованиями современных нормативных правовых документов в сфере начального общего образования обучающихся с ОВЗ адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется ГКОУ СО "Новоуральская школа №2". Содержание образования ориентировано на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов школьника, коррекционно-развивающей области, достижение в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, привить умение учиться.

Поделюсь с некоторыми методами и приемами работы, которые использую на уроках и во внеурочной деятельности.

В 2013 году, приняв детей во второй класс, зная их негативное отношение к школе, нежелание писать, читать, решать задачи, мягко последовательно вводила их в учебный процесс занимательной игровой направленностью. Меньше писали, работали в тетрадях на печатной основе, что позволяло избежать переутомления, сэкономить время, сосредоточить учеников на решение особо серьезных коррекционных задач.

При изучении нового материала детям не даю готовые знания. Открывают его в процессе собственной деятельности. Так при решении текстовых задач, а их до 20 видов, ставлю проблему. Например, в условии задачи появилось словосочетание "среднее арифметическое". А что это такое? Предлагаю детям разбиться на пары и измерить длину школьного коридора. У каждой пары получились разные ответы, которые записали на доске. Какова же длина коридора? Ведь числа получились разные. Все числа предлагаю сложить и разделить на их количество. Число, которое получилось, является средним арифметическим числом - это и есть длина коридора.

В своей практике использую методы: алгоритм рассуждения, решение проблемных ситуаций, применение опорных схем. Также применяю схемы, графики чертежи, кроссворды, ребусы, расшифровки. Обязательно использую ситуации, которые протекают в жизни класса (походы, экскурсии, инсценировки).

В процессе объяснения даю алгоритм действий - научить выделять существенное. Самое главное в работе детей - это соблюдение четкой последовательности конкретных действий. Учу составлять алгоритм действий. Например, по русскому языку алгоритм исправления ошибок.

Но если какой- либо учебный материал долгое время не включался в работу, дети забывают его. Поэтому работу по повторению веду системно.

Трудные задания, не приносящие удовлетворения, дети выполняют без охоты, некоторые отказываются выполнять.

В таком случае делю задания по сложности на 4 варианта. Тем самым стараюсь, чтобы ученик получил удовольствие от выполненной работы . Ситуация успеха помогает успешно адаптироваться в школьном коллективе.

Принцип психологической комфортности позволяет каждому ученику быть активным участником познавательной деятельности, проявить свои творческие способности, испытывать интерес к происходящему на каждом уроке. При формировании у обучающихся качественной письменной речи, развития творческой активности, является письмо сочинений разных типов. Работа над сочинением приучает детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно – следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьника веру в себя. Лучшие сочинения детей зачитываю вслух, выставляю на общее обозрение.

Стимулом положительного отношения к учению становится умение и желание осуществлять самоконтроль и самооценку, умение сравнивать результаты своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильного или неправильного способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работе; анализ их причин и определение путей исправления.

Для осуществления оценивания использую такие приемы, как: "Прочитай как я". "Посмотри и напиши также". "Повтори за мной", или задаю вопросы: Что тебе в этой работе интересно? Что ты хотел бы отметить в этой работе?"

Стимулом успешной деятельности является похвала: " Мне понравилось…! Меня порадовало..!" И лишь потом высказываю пожелания: " Мне бы хотелось…А лучше сделать так…Попробуй еще раз…".

Для формирования у обучающихся умений работать с информацией и создание условий для наиболее эффективного перехода во внеурочную деятельность-это проектная деятельность, которая ориентирована на самостоятельные поисковые действия, умение работать индивидуально, в парах и группе. Все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения для повышения самооценки. Дети выбирают конкретную тему проекта, распределяют работу между членами группы: собирают информацию, составляют текст, оформляют, представляют публике.

На собраниях, на консультациях с родителями обязательно начинаю беседу с положительной стороны о ребенке, затем сообщаю, какова динамика ученика и даю рекомендации о дальнейшей работе с ребенком.

Положительный эффект дают выступления перед публикой всего классного коллектива инсценировка сказок, литературно-музыкальные композиции. У детей развивается выразительность речи, интерес к чтению, координация движений. Исчезает "зажатость". Дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе.

Совершая экскурсии, походы за пределы города, дети учатся различать породы деревьев, наблюдают за жизнью насекомых, птиц, зверей, за явлениями природы, состоянием водоемов, ориентированию, умению находиться в природной среде, выполнению правил экологии.

Системно-деятельностный подход даёт возможность развивать способности обучающихся, чувствовать себя значимой личностью в процессе урока-"У меня получается, значит, я могу".

Дети становятся на ступеньку выше по своим интеллектуальным , моральным, нравственным , личностным качествам.

На сегодня 6 учеников из 12 по рекомендации ПМПК обучаются в пятых классах в общеобразовательных школах по микрорайону.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин