Михайлова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Нвооуральск
Особая роль в формировании компетентностей на уроках в начальной школе принадлежит игровым технологиям. Игровые приемы, используемые на уроках, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают обучающихся и дают свои результаты в обучении и воспитании.
Все игры я делю на три группы: универсальные - это игры, в которые можно играть на любом предмете, специальные - это группа игр ориентированная на конкретный предмет или определенную тему и здоровьесберегающие игры. Главная цель универсальных игр - сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. Заинтересовать, зацепить, удивить. Задача же специальных игр "донести" содержание темы до учащихся. В этих играх использую приемы: преобразования информации (теоретический материал "переводится" на язык понятный детям), сравнения незнакомого с чем-нибудь известным. Третья группа – это игры направленные на оптимизацию физического и психологического состояния и поведения учеников. Эти игры помогают мне создавать в классе благожелательную творческую атмосферу, повысить внимание, активность и заинтересованность обучающихся, снять умственное напряжение, избавить от страхов, обеспечить обратную связь "учитель – ученик – учитель". Порой одна и та же игра несет в себе несколько функций и может быть применима на разных этапах обучения.
Таким образом, игровые технологи помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.
Остановлюсь на некоторых игровых приёмах, которые использую в работе.
"Толстый и тонкий вопрос"
Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
- умение формулировать вопросы;
- умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три "тонких" и три "толстых" вопроса", связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя "толстые" и "тонкие" вопросы.
Хорошо-плохо
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать "минусы", сохраняя "плюсы");
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют "плюсы" и "минусы".
Вариант 2
Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Пример
Класс делится на две команды. Первая будет находить "плюсы" в предложенном объекте или ситуации, вторая – "минусы". Отвечаем по очереди, до первой остановки. Роль человека в "зоне Арктических пустынь". Почему? Обучающиеся по группам доказывают положительные и отрицательные моменты роли человека в "ЗАП".
Я беру тебя с собой
Описание: универсальный приём, направленный на актуализацию знаний обучающихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
- умение объединять объекты по общему значению признака;
- умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
- умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
- умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Пример.
У: Я собралась в путешествие, собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы "М"?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают?
Д: Он начинается с буквы "М"?
У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: "начинается с буквы "эМ""?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет буква "эМ", её мы будем прописывать на минутке чистописания. А, т.к. все, названные слова отвечают на вопросы "Кто? Что?", то о чём пойдет речь на уроке (об имени существительном, назовите грамматические признаки этой части речи).
Игра "Знатоки"
Из серии универсальных игр, проводится с целью привлечь обучающихся к объяснению новой темы. Несколько человек (чаще 2-3) самостоятельно изучают материал (обычно это устные предметы: литературное чтение, ОМ, ИЗО, технология). Дети планируют свой ответ и готовятся рассказать тему одноклассникам, каждый по своему разделу или части темы. При подготовке ученики могут использовать учебники, дополнительную справочную литературу, ресурсы сети Интернет и даже подготовить задания или вопросы по теме. Обязательно проводится "репетиция" – учитель выслушивает "знатоков", помогает им разобраться в теме и отвечает на их вопросы. На самом же уроке "знатоки" сменяя друг друга, раскрывают одноклассникам содержание темы урока. Учителю остается обобщить сказанное "знатоками".
Особенно нравится моим ученикам игра "Три абшыпки" - этот игровой прием помогает мне привлечь внимание учащихся к своему выступлению, а у детей развивает аналитические навыки, повышает концентрацию внимания. Данный прием использую на уроках окружающего мира и литературного чтения при проверке домашнего задания или с целью проверки усвоения новых знаний. Суть игры в том, что педагог сознательно допускает несколько ошибок. Ученики должны их заметить и исправить. Обязательно необходимо предупредить детей о "провокации". Тот, кто хочет сообщить об ошибках, поднимает руку. Иногда ученикам удается заметить больше ошибок, чем было задано проверяющим. Все исправления комментируются и оцениваются учителем или учащимися.
Не могу обойти стороной сказки. Сказки - верные спутники обучающихся начальной школы.
Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка – главная задача учителя. Прочно усвоить, запомнить правило помогают сказочные ситуации. Так при изучении сочетаний жи-ши предлагаю сказку "Дружба".
"Гуляли по белому свету две буквы (жэ и ша). Вдруг видят, как грубая буква ы обижает нежную букву и. Подружки возмутились, прогнали забияку, а букву и взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву ы и близко к себе не подпускают. Вот почему буквосечетание жи-ши всегда пишутся с буквой и". Данный прием помогает активизировать познавательную деятельность, дети быстрее запоминают это правило.
На уроках математики и русского языка, так же использую работу с электронными тренажерами. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведенных до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока: во время устного счета; при закреплении нового материала; при проведении самостоятельной работы; при игровых моментах соревновательного характера.
Игра "Шифровальщики". Цель - расширить словарный запас, развитие фонетико-фонематического восприятия, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, развитие логического мышления и памяти. На доске записано зашифрованное слово, словосочетание или предложение. Обучающиеся за определенное время должны расшифровать загаданное.
И так, подводя итог, хочу сказать, что игровые технологии формируют:
- коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);
- познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
- личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);
- регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
- Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.
- Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
"Игра - это путь к познанию мира, в котором дети живут и который призванный изменить", - А.М. Горький.