Яговкина Мария Сергеевна, воспитатель, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест
Процесс взаимодействия воспитателя с ребенком в коррекционной школе-интернат начинается с первого дня посещения школы ребенком. Из своего опыта воспитательной деятельности хочется привести пример личностно-ориентированной модели воспитания к обучающимся.
Мальчик 11 лет, обучается в школе с первого класса. По решению территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии поступил в школу. До школы не был организован. Первые две недели проходил адаптацию к школе. В контакт вступал легко, при подаче инструкций требовались четкие указания. Непоследователен, постоянно отвлекался на внешние раздражители, волевая регуляция поведения нарушена, часто давал отказные реакции. Временные представления находились в стадии формирования, родственные связи не устанавливал, объём внимания резко снижен, внимание трудно переключаемое, быстро истощается. Преобладает наглядно-действенное мышление. Расторможен, гиперактивен, режимные моменты не соблюдал, на прогулках во время игр нарушал правила игры. Со сверстниками часто скандалил, забирал понравившиеся игрушки и прятал. Всё это было обусловлено длительной изолированностью ребёнка от детского коллектива. Предстояла огромная работа с этим ребенком.
С семьёй мальчика были выстроены партнерские отношения в виде доверия у родителей своего ребенка педагогу. В связи с отдаленностью проживания семьи ребенка поместили в группу интернатного проживания. Мальчик почувствовал к себе ласку и доброту со стороны педагога, а также уважительное отношение как к личности. В нашем коллективе все равны, ко всем отношение ровное и доброжелательное.
В группе установлены чёткие правила и нормы поведения, а главное активное участие в творческих делах. Для этого ребёнка была создана ситуация успеха, похвалы за достигнутые результаты. У мальчика раскрылись творческие наклонности (работа с пластилином, бумагой и бисером). Вся деятельность, которая требует кропотливого и ежедневного труда, усидчивости. У ребёнка за три года снизился уровень конфликтности в группе, повысился авторитет среди ребят в творческих делах. С помощью похвалы и одобрения за труд удалось добиться таких результатов как: ежедневная посещаемость школы, активное участие родителей и мальчика в конкурсах различного уровня: школьного, городского, областного и Всероссийского (победитель, призёр). Повысился уровень школьной мотивации, лидерство в классе. Мальчик с удовольствием выполняет задания и даже помогает педагогу в организации творческой деятельности среди сверстников.
Ключевыми моментами своей деятельности считаю принятие ребенка с ОВЗ со всеми его недостатками и дефектами. Цель моей деятельности - комфортное пребывание в группе для всех участников и целенаправленное развитие личности каждого воспитанника, осознающей своё достоинство и уважение достоинства других.