Панова Ирина Геннадьевна, педагог-психолог, Федоричева Валентина Владимировна, социальный педагог, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта, одним из направлением, которого является создание условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством социально значимой деятельности, в ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2" организована волонтерская деятельность подростков с задержкой психического развития, которой посвящен мастер класс.
Социально-значимая деятельность, реализуемая в рамках общественных объединений или организаций через социальные проекты, является условием для успешной социализации подростков с ОВЗ. Ведущая идея такой организации системы воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность обучающегося с ОВЗ, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. Одновременно и общество учиться быть толерантным к людям с ОВЗ, учится сотрудничать с ними, учитывая их особенности. Одним из примеров такой социально-значимой деятельности мы рассмотрим деятельность волонтерского отряда.
Регламентируется добровольческая деятельность законодательными актами и Законами РФ. В которых дается определение понятия "доброволец". Определяются возможные организационно-правовые формы деятельности волонтерских объединений. Предполагается обучение и подготовка добровольцев государством как одной из форм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций).
Работа по организации добровольческой деятельности в образовательном учреждении начинается с набора детей в команду волонтеров. При этом учитывается принцип добровольности. На классных часах происходит информирование обучающихся о добровольческой деятельности, организованной в школе. Все желающие от 15 лет могут попробовать себя в качестве волонтера. Ограничений нет. Предусмотрен характер работы с учетом особенностей каждого ребенка. Постоянными членами команды остаются обычно 6 - 8 человек.
Родители информируются о добровольческой деятельности на собрании. Также родители могут получить индивидуальную консультацию социального педагога, педагога-психолога по организации волонтерской деятельности с учетом особенностей ребенка.
В основном деятельность волонтеров проводится по следующим направлениям:
- поддержка детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
- поддержка одиноких пожилых людей и инвалидов;
- сохранение исторического и культурного наследия;
- экологическое направление;
- пропаганда здорового и безопасного стиля жизни.
Добровольческая деятельность подростками осуществляется через организацию социальных акций. Работа над реализацией акции проходит несколько этапов:
- На заседании Совета руководитель отряда и 2 представителя получают информацию о категории граждан, нуждающихся в поддержке.
- В школе информация передается команде. Принимается решение об организации помощи. Руководитель организует обсуждение проблем данной категории населения, и организует поиск их решения с учетом возможностей команды.
- Обсуждение с родителями будущего мероприятия, учет их мнения.
- Непосредственное участие в акции.
- Обсуждение проделанной работы. Что получилось, над чем необходимо еще работать. Что получилось, что понравилось. Какие проблемы возникли в процессе акции. Что необходимо сделать, чтобы не допустить повторения проблем в следующих мероприятиях.
Планируемые результаты будут следующие:
Личностные универсальные учебные действия включают в себя:
- сформированную потребность в самовыражении и самореализации, в социальном признании;
- сформированный ориентир на здоровый и безопасный образ жизни;
- сформированную внутреннюю позицию обучающихся на оказание помощи нуждающимся и адекватную мотивацию добровольческой деятельности;
- сформированную способность к решению задач на основе учёта позиций людей, имеющих ОВЗ, ориентацию на их мотивы и чувства, на принятие различий, непохожести людей, находящихся в особой жизненной ситуации;
- сформированное устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям в процессе оказания различных видов помощи;
- развитую готовность к принятию ответственности за результаты собственных поступков и действий, за свой выбор в организации добровольческой деятельности и общий результат;
Регулятивные универсальные учебные действия следующие:
- умение ставить задачи добровольческой деятельности;
- умение определять последовательность целей с учетом конечного результата оказания помощи;
- самоконтроль в организации деятельности по реализации социальных проектов;
- навыки прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
В состав познавательных универсальных учебных действий входит:
- сформированное умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказательств в процессе проектной деятельности;
- сформированное умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе реализации социальных проектов;
- сформированное владение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, извлечение необходимой информации, развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- сформированное умение ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем, осуществлять анализ результатов волонтерской деятельности;
- сформированное умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной добровольческой деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия включают в себя:
- сформировано умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий;
- сформировано умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, учитывать позиции собеседника, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов;
- осуществлять необходимую взаимопомощь при реализации совместной деятельности.
Для определения планируемых результатов в образовательном учреждении осуществляется мониторинг, обеспечивающий непрерывное слежение за состоянием и прогнозирование развития детей с ОВЗ. Данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оценки уровня сформированности УУД и оперативной коррекции образовательного процесса.
Психологическая диагностика, позволяющая оценить изменения в развитии личности подростков с ОВЗ, занятых волонтерской деятельностью, включает в себя следующие методики:
- Методика диагностика самооценки Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
- Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича
- "Изучение уровня социальной зрелости выпускников учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования" Т.И. Кожевникова, Т.Л. Сундукова, Н.А. Тютюнник
- Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера)
Сравнение результатов за предыдущие годы позволяет сделать выводы о положительной динамике формирования УУД и соответствии полученных и запланированных результатов.
Мы считаем, что волонтерская деятельность обеспечивает разные формы социальной активности детей с ОВЗ, способствует формированию определенных жизненных компетенций выпускников школы и личностного роста обучающихся с ОВЗ.
Список источников
- Волонтер и общество. Волонтер и власть: Науч.-практ. сб. / Под ред. Л. Е. Никитиной; Общерос. обществ. организация "Дет. и молодеж. соц. инициативы" ДИМСИ. М.: ACADEMIA, 2000. с. 7.
- Левдер, И.А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания/Левдер, И.А.//Социальная работа. – 2006. – М. № 2. – с. 35-38.
- Локтионова, Т.А. История возникновения и становления волонтерства в России//Молодой ученый. – 2012 - № 8. – с. 267 - 269.