Вопросы организации профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Головлева Маргарита Викторовна, педагог дополнительного образования, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Пронизывая уровни начального, среднего образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и задачи индивидуального развития, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

 Важная роль дополнительного образования детей - его воспитание, поскольку именно в свободном выборе видов деятельности можно рассчитывать на эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определённые навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помочь ребёнку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей. Эмоционально и психологически поддержать его. Это определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.

С этим положением тесно связана ещё одна отличительная роль системы дополнительного образования детей – психотерапевтическая, поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи не успевающими по основным школьным дисциплинам, в системе дополнительного образования, он может оказаться в числе лидеров. Это показывает, что путём дополнительного образования, удаётся снять стереотип однозначного восприятия "трудного" школьника.

Дополнительное образование направлено на перспективу социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

С учетом возрастных, психологических особенностей учащиеся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования.

  1. Первая ступень (начальная школа): расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т.е. своеобразная "проба сил".
  2. Вторая ступень (средняя школа): формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. Достижение повышенного уровня знаний и умений, навыков в избранной области. Создание условий для самоопределения личности, её профориентации.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Задачи дополнительного образования в профориентации:

  • выявить сущность и компоненты профессиональной ориентации;
  • выявить цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации детей;
  • рассмотреть проблемы профессиональной ориентации школьников;
  • выявить этапы развития профессионального самосознания.

Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Роль дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому я использую следующие методы:

  • профессиональное просвещение (профинформация) – знакомство с профессиями;
  • профессиональная диагностика (интересы, мотивы, здоровье, ценностные ориентации);
  • профессиональная консультация (оказание помощи в самоопределении);
  • профессиональный отбор (свобода выбора, в мире профессий);
  • профессиональная адаптация (успешность адаптации является показателем правильного выбора); 

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. 

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Её успешное осуществление связано с постоянными поисками наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, исследования показывает, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодёжи, способствует успеху профориентационной деятельности педагога дополнительного образования.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин