Дунаева Екатерина Петровна, учитель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск
Начало школьной жизни – серьезное испытание для первоклассника. В связи со сменой обстановки ребенку необходимо изменить своё обычное поведение, из-за чего увеличивается его психоэмоциональная нагрузка. В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Почему нельзя кричать и ходить по классу во время занятия? Соответствовать всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания.
Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:
- личность педагога;
- коллектив одноклассников;
- новый режим дня;
- ограничение двигательной активности;
- новые обязанности.
Период привыкания первоклассника к школьным требованиям называется школьной адаптацией. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни.
Школьная адаптация определяется в психологии и педагогике как процесс и результат активного приспособления ребенка к условиям новой среды, связанный со сменой ведущей деятельности и социального окружения. Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Период адаптации каждый первоклассник переживает по-своему. Особенно сложно переживают этот период дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, поступающие в 1 класс образовательного учреждения VIII вида, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. Адаптация у первоклассника происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне. Так в физиологическом плане у детей в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо). Большинство детей испытывает высокую утомляемость вызванная возросшей физической нагрузкой не свойственной для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 3-ом уроке. Все это учитывается педагогами при составлении расписания и плана уроков. На уроке в период адаптации характерна частая смена деятельности, физминутки. Для разгрузки статического напряжения в расписании адаптивная физкультура стоит 3 уроком 4 дня в неделю. Так же предусмотрены индивидуальные занятия с логопедом, психологом. Но дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
В 1 класс 2017-2018 учебного года пришли дети с различными диагнозами. Из 8 человек - 5 человек с легкой умственной отсталостью и 3 человека с умеренной умственной отсталостью (инвалиды, нуждающиеся в особых условиях получения образования), обучающие по II варианту, из них 2 – не говорящие дети (одна обучается в классном коллективе; вторая – индивидуально на дому).
Адаптация к обучению в коррекционной школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:
- А) "Физиологическая буря" - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма.
- Б) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.
- В) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.
Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.
Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Поэтому, эффективность педагогических контактов с такими детьми во многом определяется присутствием чуткости, искренности у учителей, психологов, воспитателей, умения вызывать у детей доверие, чувство привязанности. Очень важно уметь быть снисходительным к ошибкам ребенка, уметь окружить его вниманием и заботой, и именно таким образом расположить к окружающему миру. Однако именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к учению. Поэтому педагогам и родителям необходимо проявить максимум бдительности и усилий для того, чтобы помочь первокласснику наиболее благополучно адаптироваться к школьному обучению. В связи с возможными трудностями в адаптационный период родителям предлагается памятка по созданию комфортного климата в семье. Эта памятка вклеена в тетрадь для взаимосвязи классного руководителя с родителями. Главное ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
От благополучия протекания адаптации зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям. Хочу закончить словами: "От успеха в школе к успеху в жизни".