Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Участники проекта: обучающиеся 4 класса с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), учитель-логопед, учитель начальных классов, родители (законные представители), воспитатель ГПД.
Тип проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
Продолжительность проекта: январь 2017 г. – апрель 2017 г.
Актуальность проекта
Необходимость проведения данного проекта вызвана тем, что, с одной стороны, у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи наиболее часто наблюдается нарушение навыков словоизменения и словообразования. Дети длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. С другой стороны, у обучающихся с ТНР, по данным исследований Е.С. Слепович и Г.В. Кузнецовой, наблюдается слабость и быстрая истощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. Потребность в общении с другими людьми, в познании окружающего мира определяет мотивы речевой деятельности ребёнка. Эта потребность у детей с общим недоразвитием речи резко снижена: отсутствует интерес к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний.
Е.С. Слепович также подчеркивает, что формирование интереса к речи и потребность в её совершенствовании – необходимые условия коррекции речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи.
В связи с этим возникает проблема поиска методов и приемов, которые способствуют развитию грамматического строя у обучающихся с ТНР и побуждают детей к творчеству и активной речевой деятельности.
В логопедической практике широко используются разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приёмы для оптимизации коррекционной работы, применяются различные адаптированные технологии, эффективность которых определяется практикой. Одной из таких технологий является проектная деятельность.
В логопедии актуальность применения технологии проектной деятельности состоит в том, что мы решаем не только задачи речевого развития, но и развиваем творческий потенциал, формируем ключевые компетенции: умение анализировать и добывать нужную информацию, выделять существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Так, при изучении существительных родительного падежа множественного числа был реализован проект "Будем говорить правильно".
Цель проекта: формировать грамматический строй речи у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Достижение данной цели будем обеспечивать через решение следующих задач:
- формировать умения и навыки в употреблении падежных окончаний, предложно-падежных конструкций;
- развивать творческие способности;
- развивать умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- формировать коммуникативные навыки.
Работа по реализации данного проекта включает несколько этапов.
I этап - Подготовительный
На данном этапе обучающимися под руководством учителя-логопеда был разработан опросный лист и проведено исследование, для того чтобы выяснить, как говорят окружающие нас люди. Мы решили провести опрос среди обучающихся школы и родителей нашего класса. В опросе приняли участие 24 обучающихся и 24 родителя.
Респондентам было предложено произнести слова: торт, герб, адрес, шофёр, слесарь, доктор, директор, трактор, договор в форме именительного падежа множественного числа. Словосочетания: 5 килограммов яблок, 5 килограммов апельсинов, две пары ботинок, туфель, сапог, варежек в форме родительного падежа множественного числа. (Выбор слов связан с программным материалом по русскому языку в 4 классе).
По результатам исследования ребята пришли к выводу, что взрослые и дети употребляют разные формы данных существительных. Возник проблемный вопрос: "Как правильно произносить данные существительные?"
II этап - Практический
На этом этапе обучающиеся под руководством педагогов, работающих на классе, находили в словарях и учебниках правильные формы данных существительных.
Возник следующий проблемный вопрос: "Как запомнить правильные формы существительных?"
Мы пришли к выводу, что в этом нам помогут стишки-запоминалочки. Следующий вид работы на этом этапе был поиск и сочинение стихов. Все стихи представлены в приложении. Собственные стихи мы отметили , остальные стихи нашли в сети Интернет.
III этап - Обобщающий
На заключительном этапе обучающиеся представили результаты проектной деятельности по данной теме перед родителями. В конце занятия всем обучающимся были вручены буклеты со стишками-запоминалочками.
При проведении рефлексии все обучающиеся отметили интерес к проведению данного вида работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что введение в логопедическую практику проектной деятельности повышает учебную мотивацию, позволяет обучающимся актуализировать, обобщать, структурировать имеющиеся у них знания и осознанно применять их на практике.
Cтишки-запоминалочки
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов.
Баклажанов грядок пять,
Помидоров не собрать.
Килограммов, граммов – "ов",
Я запомнить все готов!
В детской сказке колобок
По траве катиться смог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.
Чтобы всем в снежки играть,
А потом не захворать.
Пары варежек связали
И ребятам их отдали.
Не налезли шорты?
Часто ели торты!
Ах, какие чудеса!
Я запомнил адреса!
Поломались светофоры,
Огорчились все шофёры.
Что же делать, как им быть?
Надо мастера добыть!
Флаги, гимны и гербы-
Это символы страны.
Трактора, директора и конечно доктора.
Ударенье ставь на "а"!
Хлеб пекут нам пекари,
Кран починят слесари.
Чтобы не возникли споры,
Заключите договоры!