Методики формирования осознанного чтения на логопедических занятиях

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Глинских Наталия Васильевна , учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

"Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.",  - Ш.А. Амонашвили.

Методик и технологий обучения осознанному чтению много. Логопедами нашей школы используются:

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо, или приёмы критического мышления.
  • Методика Шишковой Светланы Юлиановны "Буквограмма".

Методика развития критического мышления через чтение и письмо была разработана американскими учеными-преподавателями Хобарт и Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова. Использовать методику в России начали в 1997 году, и на сегодняшний день она является относительно новой, но достаточно эффективной. Прежде всего, технология критического мышления формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человек учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие "текст" входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.

Приёмы критического мышления, используемые на уроках учителем-логопедом:

Кластер – (от англ. – cluster - гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом".


"Двойной дневник" даёт возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли? Такой приём очень пригодится на уроках литературы, истории, географии, биологии.
Выписки из текста. Вопросы и комментарии.


Еще одним интересным табличным приемом является таблица, которую авторы назвали: "Знаю, хочу узнать, узнал". (Д. Огле 1996). Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

  • 1 шаг. До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы "Знаю", "Хочу узнать".
  • 2 шаг. По ходу знакомства с текстом (содержанием курса) учащиеся заполняют графу "Узнал".
  • 3 шаг. Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Знаю. Хочу узнать. Узнал.

Дополнительно можно предложить еще две графы для заполнения: Источники информации. Что осталось нераскрытым?
Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному, педагог может договориться с учащимися о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту. Связь со всеми предметами очевидна.


"Инсерт". ИНСЕРТ - звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT– Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Прием осуществляется в несколько этапов.

  • 1 этап. Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
    V "галочкой" помечается то, что им уже известно;
    - знаком "минус" помечается то, что противоречит их представлению;
    + знаком "плюс" помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
    ? "вопросительный знак" ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
  • 2 этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.
  • 3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
    V + - ?
  • 4 этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
    Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо "+" можно использовать "!". Главное – четкие критерии ранжирования информации.

"Плюс, минус, интересно". В данном случае – текст размечается с помощью трех видов значков, логика расстановки которых может быть выбрана педагогом или самим обучающимся. Например: анализ теста с точки зрения того или иного тезиса. Тогда значок "Плюс" сигнализирует о сильном аргументе в поддержку тезиса, "минус" о слабом аргументе или аргументе в пользу антитезиса, "интересно" - представляет собой повод для размышления. Эти же три значка может использовать читатель для оценки значимости или новизны материала для себя лично.


Сюжетная таблица

Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая "скелет" текста:

Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.


Таблица "Толстые и тонкие вопросы" 
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ("тонкие"), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя ("толстые" ).

Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Дайте объяснение, почему…
Почему вы думаете…
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?

 


"Дерево предсказаний". Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы, строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. "Ствол дерева" - это тема, "листочки" - прогнозы, "веточки" - аргументы.


Мозговая атака. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии "вызова" при работе с фактологическим материалом.

  • 1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
  • 2 этап. Обмен информацией. 

Рекомендации к эффективному использованию:

  1. жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 
  2. при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
  3. оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.


Прием "Написание синквейна". В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Они таковы:

  • В первой строке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
  • Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
  • В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
  • Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.


Методика Шишковой Светланы Юлиановны "Буквограмма".

"Буквограмма" имеет большое количество своих определённых преимуществ:

  • помогает выработать усидчивость у гиперактивных детей;
  • способствует улучшенной концентрации внимания;
  • запускает речевые процессы даже в тех случаях, когда ребёнок долгое время молчит, и все походы к логопеду заканчиваются неудачей;
  • развивает навыки коммуникации, позволяя детям становиться общительнее и в дальнейшем не бояться публичных выступлений перед большими аудиториями;
  • содействует улучшению памяти и повышает грамотность при письме;
  • формирует у ребёнка внутреннюю мотивацию к обучению;
  • придаёт малышам уверенность в своих силах, а также делает их организованными и дисциплинированными;
  • учит выстраивать отношения со сверстниками и родителями;
  • пробуждает интерес к чтению и к познанию мира;
  • проявляет способность к изучению иностранных языков;
  • положительное воздействие оказывает на сенсомоторику, что, конечно, способствует интенсивному развитию ребёнка;
  • формирование письменной и устной речи школьников: коррекцию безграмотности, развитие фонематического слуха, ориентацию в пространстве, профилактику дисграфии.

Данная методика была разработана и написана кандидатом психологических наук, которая на опыте с собственными детьми выявила основные принципы развития. При этом автор в своей работе основывалась на многочисленных исследованиях, проходивших во многих странах, а также на рекомендациях, полученных от лучших детских психологов, логопедов, дефектологов. Основные цели методики развития – это коррекция письменной и устной речи, исправление имеющихся в ней нарушений, активизация мыслительных процессов, улучшение памяти и концентрация внимания.

Шишкова Светлана Юлиановна является доцентом и выступает экспертом в области психологии и дефектологии при московском образовательном центре. При этом она занимает руководящую должность в центре социальной психологии "Дом", главным направлением которого становится гармоничное развитие личности. Также хочется отметить, что Светлана Юлиановна уже успела стать автором многих грандиозных проектов, специализирующихся на воспитании детей разного возраста.

Важно то, что такой программой можно заниматься как с полностью здоровыми детками, так и с теми, у кого имеются отклонения. Она подходит для гиперактивных и неусидчивых ребят, которым всегда было тяжело чему-либо обучаться. По "Буквограмме" могут заниматься дети, имеющие синдром дефицита внимания и страдающие задержкой психического развития. Даже ребёнок с аутизмом может улучшать свои способности благодаря данной программе. Для этого не нужно будет специально нанимать педагогов, так как все занятия могут проводить сами родители, бабушки и даже дедушки. Ещё одной особенностью методики "Буквограмма" является то, что она представлена в игровой форме. За счёт этого дети пропитываются интересом и намного активней принимают участие в обучение. При этом заниматься могут ребята разных возрастов. Развивающие программы предназначены для детей младшего возраста (от трёх до семи лет), старшего (от семи до четырнадцати) и для подростков (от четырнадцати лет).

Заниматься по данной методике очень легко. Вся программа представляет собой полный курс в виде настольной учебной игры, который, в свою очередь, состоит из двадцати занятий. Их нельзя пропускать или переставлять местами. На одно занятие уходит около тридцати минут. Этого времени будет достаточно, что ребёнок усвоил новый материал. Схема проста. Родители зачитывают или показывают задание, а дети его выполняют. "Буквограмма" вырабатывает в ребёнке усидчивость, концентрацию и внимание. Она сочетает в себе некоторые упражнения, влияющие на моторику малыша и тем самым способствующие активизации его речевого аппарата.

В процессе занятия используются приёмы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, на межполушарное взаимодействие, на сенсомоторную коррекцию, что поможет ребёнку справиться с такими проблемами как:

  • замена букв при чтении и письме;
  • пропуски букв;
  • перестановка букв;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • сложности с освоением иностранного языка;
  • зеркальное написание букв;
  • путаница в понятиях пространственной ориентировки.

Основные принципы организации занятий.

  1. Принцип деятельности. Ребёнок должен хорошо понимать, что надо делать в каждом конкретном упражнении.
  2. Принцип дробления. Перед ребёнком ставится только одна задача, т.к. объём внимания ограничен.
  3. Принцип нагрузки (постепенный, но неукоснительный). Сущность заключается в необходимости на каждом этапе развития получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для данного ребёнка нагрузкой. Соревновательный момент в процессе обучения.
  4. Принцип целостности .Противоположен принципу дробления. Каждое упражнение - это освоение лишь одного элемента сложного процесса обработки информации, это - часть.

Упражнения выполняются в определённой последовательности:

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Глазодвигательные упражнения.
  3. Упражнения на координацию тела.
  4. Упражнения на буквы.
  5. Чтение вслух: а) 10-15 мин. читаем новую для ребёнка книгу: б) 10-15 минут читаем знакомую сказку.

Примеры игр и упражнений.

  1. Кинестетические упражнения: колечко, козочка, кулак - ребро - ладонь, флаг - рыба - лодка.
  2. Упр. "Найди знакомую букву" - найти на время все буквы алфавита под диктовку взрослого (буквы диктуются в алфавитном порядке).
  3. Графические диктанты.
  4. Показать левую и правую руку, взять предмет левой или правой рукой. Если ребёнок не называет руку, то проговаривает взрослый.
  5. Из шести спичек построить четыре треугольника. Сторона треугольника равна длине спички.
  6. Упр. "Продолжи цифровой ряд на два числа".
    10, 9, 8, 7, 6, 5, .... 5, 10, 15, 20, 25, ..... 6, 9, 12, 15, 18, 21, ..... 3, 7, 11, 15, 19, 23, ......

"Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания," - писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что "нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда".

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин