Мельман Надежда Григорьевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Первый год обучения является стартовым и очень важным для формирования УУД. Русский язык в начальной школе является ведущим предметом, обеспечивая языковое и в целом речевое развитие школьников. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ОВЗ. Общей целью изучения предмета "Русский язык" является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи; развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству. Дети, пришедшие в 1 класс, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения и словообразования. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять.
Одна из возможностей развития интереса обучающегося с ОВЗ - использование ИКТ. ИКТ позволяет проводить уроки обучения грамоте на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
Самыми часто применяемыми являются: электронные приложения к учебникам, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии "Кирилл и Мефодий", презентации по определенной теме, различные тесты, тренажеры.
Работая в 1 классе, я активно использую на уроках обучения грамоте электронное приложение к "Азбуке". Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. 1 класс" являются электронными компонентами УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России") и предназначены для обучения грамоте в начальной школе. Электронное приложение содержит 170 игровых упражнений на развитие зрительного восприятия и мышления. Учебный материал для каждого урока представлен в форме увлекательной анимированной игры. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в "Азбуку", помогают в яркой познавательной форме познакомиться со всеми буквами алфавита, со звуками и буквами в словах, развивать речь ребенка, расширяют возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Основные типы заданий, используемые на уроке обучения грамоте:
- "Знакомство со звуком" (цель данного задания – познакомить детей со звуками речи. Ребенок должен научиться правильно произносить звук, уметь находить его место в слове);
- "Звуковые схемы" (дети отрабатывают навык составления звуковых схем, звуко-буквенного анализа слов);
- "Пишем буквы" (ребенку предлагается образец написания печатных и письменных букв, последовательность написания элементов, с указанием контрольных точек, направления движения руки и правильные способы соединения букв);
- Ребусы "Играем вместе":
- "Что лишнее?" (закрепление звуко-буквенного анализа слова, из нескольких объектов ребенок должен выбрать лишнее);
- "Бусы" (составление слова из предложенных букв или слогов);
- "Какое слово спряталось?" (в одном слове ребенку необходимо найти другие спрятанные слова);
- "Подбери слог" (из нескольких предложенных слогов ребенку требуется выбрать нужный слог и подставить в слово);
- "Поиграем со слогами" (задание на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков);
- "Найди слова на картинке" (ребенок должен найти слова с изучаемым звуком);
- "Составь рассказ по картинкам" (по серии картинок ребенок составляет связный рассказ);
- "Мультфильм" (после составления связного рассказа по серии сюжетных картинок, детям предъявляется образец связного рассказа - мультфильм);
- "Прочитай текст" (ребенку предлагается небольшой текст для отработки навыка чтения);
- "Читаем текст вместе" (дети вместе вслух читают текст на изученную букву).
ЭП помогает формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС:
- познавательные УУД - формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение на основе анализа объектов делать выводы;
- коммуникативные УУД - формирование умения слушать и понимать других; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
- регулятивные УУД - формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- личностные УУД - формирование умение выражать свои эмоции; мотивации к обучению.
Наблюдая за работой обучающихся, можно сказать, что теперь они стали намного активнее, смышленее, быстрее воспринимают новый материал, у них быстрее формируются УУД. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Представляя информацию с помощью ярких образов, мы облегчаем процесс восприятия и запоминания.
Таким образом, ЭП - неоспоримый помощник как для учителя, так и для обучающегося в задаче овладения новыми прочными и глубокими знаниями.
Список используемых источников
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Виноградова Н.Ф. Проблемы реализации Государственного стандарта начального общего образования /Н.Ф. Виноградова// Начальное образование. - 2016. - № 1.
- Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. // Начальная школа, № 2, 2012
Warning: No images in specified directory. Please check the directory!
Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images/stories/2017/01/melman