Харина Елена Александровна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Красноуфимская школа", Красноуфимск
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине, расположении.
Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам.
У обучающегося с ТМНР трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно у обучающихся с ТМНР протекает процесс формирования графо-моторных навыков. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.
У многих обучающихся различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:
- нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
- обучающийся недостаточно активно узнает предметы наощупь;
- у обучающегося с трудом формируется "двигательный" образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;
- двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;
- нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико-пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
Таким образом, недостатки моторики у обучающихся с ТМНР выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
Особенное внимание уделяю развитию мелкой моторики. Это прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях и во внеурочное время.
Примерные упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков^
- Упражнения на развитие статической координации движений.
"Буквы" — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др. - Упражнения на развитие динамической координации движений.
"Пальчики здороваются" — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д. - Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
"Кулак — ребро — ладонь" — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. - Упражнения на развитие координированных графических движений.
"Трудные виражи" — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: "Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен". Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом "проехать" по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог. - Упражнения с предметами:
- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера;
- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
- перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
- Упражнения для расслабления рук.
Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.
Имитационные движения для кистей рук:- мытье рук перед едой,
- надевание перчаток,
- поглаживание кошки,
- пальчики танцуют.