Мараева Ирина Анатольевна, педагог-психолог, МАУ ДО "ЦДК", Новоуральск
Внедрение инклюзивного образования сталкивается с рядом препятствий, причинами которых служат различные аспекты как российской системы образования, так и социума в целом. На современном этапе развития образования и в школах, и в ДОУ имеется недостаточное количество педагогов новой формации, которые готовы и обладают достаточными знаниями и умениями для взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов. Формировать психологическую готовность педагогов к реализации инклюзивного образования - первоочередная задача.
Нами была составлена анкета. На ее вопросы отвечали воспитатели дошкольных образовательных учреждений города - 30%, старшие воспитатели -10%, учителя-логопеды - 25%, педагоги-психологи - 35%. Всего опрошено 56 человек.
Половина опрошенных признаются, что не знакомы с отечественным опытом организации инклюзивного образования, 35% согласны, что инклюзивное образование должно приходить в ДОУ постепенно. Убеждены, что инклюзия нужна больше всего детям с проблемами - 55%.
Опрошенные педагоги и специалисты ДОУ считают, что для эффективной реализации инклюзивного подхода в российском образовании необходимо:
- наличие в детском саду специалистов для работы с детьми с ОВЗ - 80%;
- современное материально-техническое и программно-методическое оснащение - 75%;
- совершенствование системы повышения квалификации для подготовки педагогических кадров - 60%;
- разработка программ для детей и родителей по преодолению негативного отношения к совместному образованию - 35%;
- повышение заработной платы - 10%.
Наибольшую трудность при совместном нахождении вызывают:
- дети с нарушениями общения и поведения - 60%;
- с нарушениями интеллекта - 40%;
- с ограничениями физического здоровья - 25%.
Только 10% ответили, что их профессиональной подготовки достаточно для перехода к инклюзивному образованию. 45% считают себя готовыми психологически и признают, что не обладают достаточным уровнем профессиональных умений. 25% ответили, что не готовы психологически, а 20% - что не готовы к работе с детьми с ОВЗ ни психологически, ни профессионально.
Считают, что лучше и эффективнее осуществлять процесс образования детей с ОВЗ:
- в специализированных группах - 65%;
- в специализированных учреждениях - 20%;
- на дому - 10%;
- на базе общеобразовательного ДОУ - 5%.
Считают, что для успешного процесса включения детей с ОВЗ в образовательную организацию необходимо:
- обеспечить ребенка поддержкой специалистов - 85%;
- тщательно и качественно подготовить сотрудников - 70%;
- тщательно подготовить ребенка и его семью - 35%;
- подготовить тщательно родителей обычных детей - 20%.
85% педагогов не хотели бы сами работать в группе, где есть дети с ОВЗ.
У педагогов отмечаются психологические барьеры: страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для других участников процесса, негативные установки и профессиональная неуверенность, психологическая неготовность к работе с особыми детьми и родителями этих детей.
Таким образом, в настоящее время педагоги не готовы реализовывать инклюзивный подход в своей профессиональной деятельности. Они не желают работать в инклюзивной группе, сопротивляются самой идее инклюзии, не верят в ее успех и возможность.
Ключевая задача настоящего периода - подготовка педагогических кадров. Требуется в первую очередь проделать большую работу по развитию внутренней мотивации педагогов к инклюзии.
Необходимо повышать профессиональную компетентность педагогов в рамках проведения конференций, мастер-классов, семинаров, вебинаров, необходимо изучение опыта работы ДОУ, где имеется практический опыт внедрения инклюзии, формировать информационную осведомленность и повышать профессиональную и психологическую готовность к реализации инклюзивного образования.
Литература
- Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. / С.В. Алехин, М.А. Алексеева, Е.Л. Агафонова. // Психологическая наука и образование.- 2011.- № 31.- с.83 - 91.
- Шмиленко-Цибенко С.В. Кадровое обеспечение развития инклюзивного образования. // Теория и практика общественного развития.- 2014.- № 8.- с 66 - 69.