Бутырина Эльвира Викторовна, музыкальный руководитель, МАДОУ "Гармония", д/с №49, Новоуральск
Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и культуры ребёнка. Музыка воздействует на основные жизненные ритмы человека: пульс, дыхание, моторику движения, помогает снять эмоционально-психическое напряжение. Ритм является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс. Чувство ритма напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом. Одна из главных задач в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развить способности, данные ему природой.
Особое место среди музыкальных способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л.А. Венгер, Г.А. Волкова, В.А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной. Возникла необходимость построения системы работы по музыкально-ритмическому развитию детей с ТНР в разных видах музыкальной деятельности. Появилась потребность в создании и обновлении образовательно-развивающей среды, изготовлении атрибутов (ленточки, шарфики). Были созданы авторские пособия ("Весёлый кубик", "Сороконожка"), подобраны музыкальные произведения с учетом индивидуальных и физических особенностей детей (фонотека).
Музыкально-ритмические движения, игры оказывают благоприятное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л. Генералов: "Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка".
Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Она имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение, такое сочетание привело к разработке и внедрению системы музыкально-ритмического комплекса в разных видах музыкальной деятельности.
Дыхательные упражнения я использую в начале совместной деятельности, они помогают выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, а также оказывают профилактическое действие. Они основаны на ритмичной пульсации короткого вдоха и длинного выдоха. Или продолжительного, спокойного вдоха и нескольких коротких выдохов. Большой популярностью пользуются двигательные музыкальные игры со словами. Их суть – ритмичное выполнение действий в соответствии с текстом игры. Стихотворный текст и музыка в этих играх являются ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. И конечно, игра вызывает эмоциональный отклик у детей. Одна из таких любимых игр - "Сороконожка", в которой используется авторское пособие кукла би-ба-бо. Следующую игру "Повтори" дети придумали сами. В этой игре происходит смена движений или "звучащих жестов" в ритме ребёнка или в заданном темпе. Это прекрасно формирует и развивает зрительное внимание, память, чувство ритма. Дети сами придумывают последовательность таких движений. Эта игра проходит без музыкального сопровождения, что активизирует внутренний темпоритм ребёнка. Дети проявляют самостоятельность и фантазию в выборе жестов, поэтому игра всегда проходит очень эмоционально.
В совместной музыкальной деятельности я предлагаю детям игры с музыкальными инструментами. Одна из них - "Музыкальный кубик".
Основная задача этой игры – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении. На гранях кубика изображены музыкальные инструменты. Дети, стоя в кругу, передают кубик друг другу и поют: "Ты беги, весёлый кубик, быстро, быстро ты беги. У кого весёлый кубик - инструмент свой назови!" Игрок, на котором остановилась музыка, бросает кубик, называет музыкальный инструмент и берёт его со столика. Затем следует ритмическое исполнение-импровизация. Таким образом, дети становятся авторами и исполнителями своих произведений.
Важной частью совместной деятельности я считаю музицирование на детских музыкальных инструментах (оркестр), которое развивает общую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Подбираются такие произведения, где идёт чёткая смена темпа, тембра инструмента, ритма. Дети ориентируются на музыку и жесты дирижёра.
Изюминкой любого мероприятия является танец. В основе танцев лежит музыкальное произведение без слов или песенная композиция. Детям предлагается придумать свои движения или использовать уже знакомые. Движения выполняются в соответствии с темпом и ритмом музыки. Особый эмоциональный отклик дети получают в танцах с атрибутами: ленточки, султанчики, шарфы, платочки, игрушки и т.д.
Таким образом, совместная деятельность стала продуктивной и интересной детям, а использование музыкально-ритмического комплекса в разных видах музыкальной деятельности в течение учебного года показало свою эффективность и продуктивность.