Бобровская Наталья Ивановна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест
В настоящий момент в специальной школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся с ОВЗ. Интенсификация школьного обучения требует использовать в работе с детьми эффективные методы, повышающие умственную работоспособность и учебную мотивацию. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ акцентирует внимание на гармоничном развитии личности и сохранении здоровья детей с проблемами развития.
Здоровьесберегающие технологии это процесс взаимодействие детей и педагога, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
На логопедических занятиях я использую следующие здоровьесберегающие технологии.
Дыхательная гимнастика
Дыхание – одна из самых важных функций человеческого организма, основа речи. Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильного произношения, формировании сильного и плавного речевого выдоха.
Кроме этого, дыхательные упражнения направлены на оздоровительные задачи:
- насыщение организма кислородом;
- улучшение обменных процессов;
- нормализация психоэмоционального состояния;
- профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Развитие тонкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека, что активизирует речь и интеллектуальные способности. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений.
Самомассаж. Су-Джок терапия
В основе применения метода су-джок находятся элементы восточной медицины.
Массаж су-джок активизирует биологически активные точки пальцев рук, что благотворно сказывается на развитии мелкой моторики и речи. Массаж колечком су-джок – мощный метод рефлексотерапии, так как кисть человека является уменьшенной моделью тела человека.
Кроме этого, данный метод позволяет уравновесить психоэмоциональное состояние ребенка, координировать процессы возбуждения и торможения нервной системы, рефлекторно стимулировать работу внутренних органов.
Метод биоэнергопластики
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения рук имитируют движения речевого аппарата, что существенно ускоряет процесс коррекции звукопроизношения. Совместное движение руки и языка помогает активизировать гармоничное распределение биоэнергии в организме, развивает психологическую базу речи, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие от языка к головному мозгу.
Мимические упражнения и психогимнастика
Данные упражнения направлены на развитие лицевых мышц и способствуют эмоциональному развитию учащихся. Мимическая гимнастика позволяет снять излишнюю напряженность лицевой мускулатуры.
Психогимнастика способствует развитию произвольности собственного поведения через осознание и адекватное проявление эмоций.
Физминутки
Основные задачи: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику;
Гимнастика для глаз
Комплекс упражнений направлен на профилактику утомляемости глаз, способствует расслаблению мышцы глаза, развивает концентрацию внимания и оптико-пространственные функции.
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Ученые считают кинезиологию «гимнастикой мозга», это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. С помощью специально подобранных упражнений координируется работа правого и левого полушарий головного мозга, развивается взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод совершенствует регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Кроме этого, комплексы кинезиологических упражнений способствуют устранению нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии).
Песочная терапия
Пескотерапия эффективный метод развития речи, мелкой моторики и стабилизации эмоционального состояния ребенка. Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность, снимают мышечное напряжение.
Элементы психотерапии (аутотренинг)
Аутотренинг метод саморегуляции, который воздействует на психическое и физическое здоровье. Аутотренинг позволяет повысить работоспособность и учебную мотивацию учащихся. Психологические настрои целесообразно использовать на организационном этапе урока, можно использовать в виде отраженного или хорового проговаривания.
Таким образом, на фоне комплексного логопедического воздействия здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс развития речи учащихся и способствуют оздоровлению, повышению адаптивных возможностей детского организма.