Смола Анастасия Александровна, учитель-дефектолог, МБДОУ детский сад № 2 "Улыбка", Карпинск
Актуальная проблема современного коррекционного процесса обучения - проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.
У детей с ОВЗ сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Ребенок с нарушением интеллекта растет и развивается как нормальный, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что вызывает сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормально развивающихся детей.
При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде.
Педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Согласно взглядам выдающихся психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата в работе с детьми с ОВЗ мы используем такие технологии как:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- объяснительно-иллюстративные;
- компенсирующего обучения;
- индивидуального и дифференцированного подхода;
- личностно-ориентированные;
- коррекционно-развивающие;
- информационно-коммуникативные.
Раскроем некоторые из них.
Здоровьесберегающие технологии.
Приоритетная задача современного коррекционного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ. Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья знаний, навыков и умений, необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.
При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также психофизические особенности каждого конкретного ребенка. Обучение ребенка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе.
Этот вид технологий предполагает проведение во время занятий физминуток, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.
Двигательная активность детей с интеллектуальными нарушениями должна быть правильно организована, и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье детей.
Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются навыки и умения, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Игровые технологии развивают возможности для формирования личности обучающихся, которые осуществляются средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
М.А. Бекиш отмечал, что игровые приемы, используемые на занятиях и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изученным предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают обучающихся и дают положительные результаты в обучении и воспитании.
Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активности, учебной мотивации.
Объяснительно-иллюстративные технологии применяются на занятиях и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил педагога и обучающихся, облегчение восприятия различных заданий.
Технологии компенсирующего обучения.
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят: понимание детских трудностей и проблем, гуманное отношение, принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь. Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно,/сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.