Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с требованием ФГОС

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ватолина Татьяна Александровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Ачитская СКОШИ", Ачит

Своевременная и грамотно организованная коррекционно-развивающая работа с детьми школьного возраста на уроках логопедии в специальном коррекционном учреждении приводит к значительной компенсации речевых навыков.

Формы коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях используются групповые и индивидуальные. Обе являются дополнением друг к другу, так как повышают эффективность воздействия на речевое нарушение у ребёнка. Но, в отличие от групповых, индивидуальные занятия по устранению дефекта речи предоставляют педагогу больше времени на изучение речевого нарушения, выбор более эффективного метода коррекции и закрепление положительного результата у конкретного ребёнка.

Учитываю индивидуальный подход на этапе деления детей по подгруппам с учетом уровня речевого развития, при выборе задач, методов, приемов и содержания коррекционной работы.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Каждый ребенок с ограниченными возможностями в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Работу по индивидуально-дифференцированному подходу к детям с ОВЗ на логопедических занятиях делю на четыре этапа.

Этапы Цель Индивидуальные особенности ребенка
I этап  изучение индивидуальных особенностей детей физическое здоровье, психологические, личностные. В том числе особенности мыслительной деятельности, и даже условия жизни в семье
II этап деление на группы, подгруппы
  • уровень усвоения материала на данный момент;
  • уровень работоспособности и темп работы;
  • особенности восприятия, память, мышления;
  • уравновешенность процессов возбуждения и торможения
III этап планирование подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания
IV этап мониторинг  контроль результатов работы каждого ребенка, в соответствии с которыми меняется характер дифференцированных заданий

На каждом занятии особое место отвожу артикуляционной гимнастике.

Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи - сложный двигательный навык. Поэтому необходимо, чтобы ребенок мог самостоятельно управлять своим артикуляционным аппаратом и не задумываясь выполнял инструкции педагога: "поднять кончик языка к небу, отодвинуть язык вглубь рта, спрятать язык за зубы, положить язычок на нижнюю губу и т.д". Не каждый ребенок справляется с заданием быстро и умело, хотя и такие дети есть. Одному ребенку достаточно словесной инструкции, другому еще и показ взрослого (по подражанию), треть нуждается в механической помощи. На этом этапе очень хорошо прослеживается дифференцированный подход.

Целенаправленно веду работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, что ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Например, в младших классах используются простые речевые игры, а в старших классах провожу игры с разными предметами: счетные палочки, шишки, карандаши, скрепки, конструирование поделок из бумаги, пластилина, что способствует не только развитию моторики, но и формированию фонематического слуха, развитию связной речи, мыслительной деятельности, памяти и внимания учащихся – что является необходимым условием для успешного и разностороннего обучения школьников с ограниченными возможностями в развитии.

На своих занятиях использую словесные методы с целью формирования грамотной, четкой, выразительной речи. Например, играя в игру "Повтори", знаю, какой ребенок может повторить только короткое слово, а какой может повторить не только предложение, но и фразу. Поэтому материал для каждого ребенка подбираю с учетом его возможностей.

С целью активизации внимания использую наглядные методы: рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, схемы, таблицы, что способствует коррекции речевых навыков. Например: использование презентаций на разных этапах урока, правила правописания букв, при проведении физминуток, гимнастики для глаз и т.д.

Чтобы определить сформированность, веду мониторинг, который включает в себя следующие показатели:

  • фонематическое восприятие;
  • артикуляционная моторика;
  • звукопроизношение;
  • звуко-слоговая структура слова;
  • грамматический строй речи;
  • понимание логико-грамматических отношений;
  • словарь и навыки словообразования, связная речь.

Ведение данного мониторинга помогает отслеживать и менять характер дифференцированных заданий с целью повышения эффективности воздействия на речевое нарушение у ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация индивидуального и дифференцированного подхода к детям в коррекционной школе - это учет в содержании и организации коррекционного процесса первичного нарушения в развитии ребенка, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психической деятельности, сохранных функций и генетической программы.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин