Модылевская Инна Брониславовна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад "Росинка" детский сад №2, Новоуральск
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из задач ставит обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В детском саду № 2 "Золотая рыбка" в 2017-2018 учебном году воспитывались 6 детей с ОВЗ, что составило 4,4% от общего количества детей дошкольного возраста, в 2018-2019 учебном году – 9 детей (6,7%).
Трудно переоценить значение дошкольного возраста в становлении фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и формирование функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Поэтому педагоги детского сада особое внимание уделяют применению здоровьесберегающих технологий в практике.
Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в следующие подгруппы.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).
- Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, речедвигательная ритмика, цветотерапия).
- Технологии обучения здоровому образу жизни (игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).
Вся работа начинается с организации коррекционно-развивающей образовательной среды, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и логопедом, включить в активную познавательную деятельность всех детей, с оборудования речевых зон, стимулирующих речевое развитие ребенка.
В логопедической работе нами используются разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Подробнее хотелось бы остановиться на использовании нами в практике технологии "Речедвигательная ритмика", разработанной А.Я.Мухиной.
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомии, физиологии, невропатологии, специальной педагогики и психологии, дефектологии), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи. Упражнения речедвигательной ритмики разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определённое положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации.
В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
Мониторинг сопровождения детей-логопатов, в том числе детей с ОВЗ, показал положительную динамику по каждому из обследованных параметров (звукопроизношению, лексике, грамматическому строю речи, связной речи, фонематическим процессам, пространственной ориентировке и временным представлениям, мелкой и общей моторике).
Литература
- Волкова Л.С. Логопедия. М., 2002
- Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб.,1995
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1997
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М., 2009