Настина Лариса Владимировна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Ревдинская школа", Ревда
Дети с ограниченными возможностями здоровья - физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Общие положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяют предмет регулирования Стандарта, которым являются отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ.
Получение заключения ПМПК - важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Как показывает практика, обследование ребенка на ПМПК является эмоциональным стрессом как для родителей, так и для ребенка. Это объясняется объективными причинами: фактором неизвестности, возможным значительным изменением в привычном укладе жизни ребенка, сменой образовательной программы, социальными последствиями, связанными с решением комиссии, самой процедурой обследования. Все это и многое другое, безусловно, является серьезной психологической нагрузкой для ребенка и родителей.
По результатам обследования проводится консультирование родителей, которое является важным этапом принятия родителями решения ПМПК.
Основой эффективности консультирования является психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию.
Специалистам, работающим с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, важно учитывать эмоциональное состояние родителей. Это поможет организовать процесс консультирования наиболее эффективно.
При консультировании родителей, имеющих детей с ОВЗ, специалистами должны решаться следующие задачи:
- Создание психологических условий для адекватного восприятия родителями ситуации, связанной с особенностями развития их ребенка, формирование понимания у родителей особенностей ребенка, отход от позиции, отрицающей наличие проблем и позиции противопоставления себя социуму, переход в позицию взаимодействия, создание у них психологической готовности к длительной работе по его развитию, коррекции и воспитанию.
- Освобождение родителей от чувства вины, преодоление стрессового состояния, повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
Последовательность процесса консультирования:
- Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к ним.
- Необходимо проанализировать проблемы, в тактичной и доступной форме рассказать родителям о тех особенностях и отклонениях, которые отмечаются у ребенка, чтобы родитель сумел сравнивать замечания специалиста со своими собственными наблюдениями. В этом случае родитель, вероятнее всего, согласится с тем, что выявленное нарушение у ребенка присутствует.
- Обсуждение и выявление причин нарушения у ребенка. Если родитель согласился с тем, что его ребенок имеет то или иное нарушение, то он попросит объяснить причины этого нарушения, которыми являются особенности психического развития ребенка. Насколько четко и глубоко специалист может выразить свое понимание проблем и свою позицию зависит от самой семьи, ее эмоционального статуса, культурного уровня, принадлежности к определенному социальному слою.
- Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают: "Что делать?", т.е. они понимают, что нарушения имеются, но важно знать, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Родители получают рекомендации, касающиеся дальнейшего обучения.
Эффективность проведения консультирования в большей степени зависит от возможности и навыков специалиста. Это те способности, которые создают климат доверительности и облегчения общения с консультируемыми: эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. Также выявление и понимание переживаний родителей, способность донести до членов семьи понимание их переживания. Необходимо иметь позитивный настрой при общении с родителями ребенка, уметь выражать уважение и признавать права родителей на наличие определенных чувств, права им самим принимать решения. Будут ли родителями приняты рекомендации, зависит от степени доверия, установившегося у них с консультирующим специалистом.
Консультирование должно строиться таким образом, чтобы уменьшить у родителей ребенка чувство тревоги и безысходности. Обсуждая проблемы ребенка и возможные пути помощи ему, следует стремиться к тому, чтобы родители приняли его со всеми его особенностями и перешли на конструктивную позицию. При консультировании необходимо разъяснить родителям возможность и важность адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями.