Вдовина Оксана Юрьевна, учитель-дефектолог, руководитель ТПМПК, ГКОУ СО "Ревдинская школа", Ревда
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой "медицинской" модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению.
В соответствии с "Законом об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273, статьей 79. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ, пунктом 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Основной целью интегрированного обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить социально-образовательную интеграцию, которая предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия.
Выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ непросто. Такие дети нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки. Для обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ создаются школьные ПМП консилиумы, под кураторством которых осуществляется обучение детей в общеобразовательном интегрированном классе по специальным (коррекционным) программам.
Комплектование классов интегрированного обучения должно осуществляется на основании заключений ПМП комиссии при совпадении желания родителей и наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий.
Но прежде чем выйти на областную ПМП комиссию, школьному консилиуму необходимо проделать огромную работу по выявлению детей с отклонениями в развитии, по работе с родителями, педагогами (очень важно вовремя отследить такого ребёнка, провести диагностическую работу, суметь убедить родителей, что их ребёнку просто необходима помощь специалистов для определения дальнейшего образовательного маршрута).
Школьный ПМП консилиум сопровождает весь ход интегрированного обучения, он же осуществляет и необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.
В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым, осуществляя принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе всей команды школьного ПМПк, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними. Большую роль в этом играет грамотный отбор учебных планов, образовательных программ, учебно-методических и дидактических комплектов.
На основе учебного плана школы, рекомендованных программ и разработанных по ним учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам, объединяющее общеобразовательные и специальные (коррекционные образовательные программы). В его составлении участвуют не только учителя начальных классов, но и члены школьного ПМП консилиума.
Учителям и членам ПМП консилиума необходимо совместно разработать алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе: изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ, поиск логично связанных между собой тем по предметувыделение общих тем для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса и в классах коррекционно-педагогической поддержки, оставление календарно-тематических планов.
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения.
Особое внимание при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, уделяется разработке и четкому применению системы оценок, которые, с одной стороны, отражают реальный вклад ребенка в подготовку к уроку или выполнение заданий, а с другой ― фиксируют уровень усвоения им предложенной образовательной программы.
Таким образом, организация эффективной социально-образовательной интеграции возможна только в условиях тесного взаимодействия всех членов ПМП консилиума. Все члены школьного ПМП консилиума работают в тесном контакте, как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения.
Роль школьного консилиума в осуществлении комплексного диагностико-консулътативного и коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с разным уровнем развития в условиях общеобразовательной школы велика. Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и психофизического развития учащихся, а также при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме.