Федоричева Валентина Владимировна, социальный педагог, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
В ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2" обучаются 9 детей, которые воспитываются в семьях, находящихся в социально опасном положении. Причины нахождения этих семей на учете в комиссии по делам несовершеннолетних - это алкоголизация родителей, ненадлежащее исполнение ими родительских обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям.
Создавшееся положение способствует формированию негативных явлений у обучающихся c ограниченными возможностями здоровья: детской безнадзорности, преступности, наркомании и т.д.
В работе с семьями, находящимися в СОП, педагоги руководствуются соответствующими статьями Семейного кодекса РФ, где, в частности, закреплены обязанности родителей по отношению к детям. Поэтому при обнаружении каких-либо негативных фактов мы организуем посещение семьи с целью изучения социальной ситуации и выявления причин, способствовавших проявлению тех или иных проблем, с последующим извещением компетентных органов.
Правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они умышленно не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.
В процессе реализации мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних комиссия по делам несовершеннолетних принимает меры воздействия в отношении законных представителей несовершеннолетних детей. В основном это предупреждение или штраф.
Эффективность результатов данных мер воздействия низкая. Родители чаще всего штрафы не платят. У судебных приставов отсутствует механизм принудительного взыскания, т.к. у должников не имеется имущества, на которое может быть обращено взыскание, что влечет за собой окончание исполнительного производства. Как следствие, у родителей формируется позиция безнаказанности и безответственности.
Поэтому при организации реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, методы педагогического воздействия являются наиболее эффективными по своим результатам.
Своевременная и правильно выстроенная индивидуальная реабилитационная работа с семьей помогает восстановить адаптивные механизмы личности ребенка, способствует возвращению его к нормальной жизни. Для этого необходимо определить потенциал семьи.
Диагностика позволяет обозначить:
- какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону;
- какие жизненно необходимые качества требуется сформировать.
Помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех ее членов - основная задача в реабилитационной работе. Важно понять, как свою проблему видит семья, каких изменений хочет достичь.
Позиция ухода от реальных проблем довольна частая для неблагополучных семей. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих семей, где родители враждебно относятся к тем людям, которые "пытаются научить их жизни".
Однако всегда необходимо помнить, что намного легче добиться результата тогда, когда взрослые и дети сами хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Поэтому в работе с семьями, находящимися в СОП, педагоги и специалисты образовательной организации руководствуются следующими основными принципами, которые позволяют создать доверительные отношения.
Деятельность педагогов и родителей может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Для этого необходимо сформировать доверие родителей к педагогам и специалистам школы. Исходя из этого, при работе с родителями мы внимательно подходим к выбору форм и методов воздействия.
Создание ситуации успеха - для меня наиболее интересная форма работы.
Успех, по мнению Августа Соломоновича Белкина – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
Технологическая карта создания любого типа ситуации успеха выглядит так.
- Снятие страха. Способствует преодолению неуверенности в собственных силах, робости, боязни самого дела и оценки окружающих.
- Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность родителям в том, что их ребенок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает родителям уверенность в своих силах и возможностях в процессе оказания помощи ребенку.
- Скрытое инструктирование родителей в способах и формах совершения деятельности. Достигается путем намека, пожелания. "….."
- Внесение мотива. Показывает родителям, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
- Персональная исключительность. Обозначает важность усилий родителей в предстоящей или совершаемой деятельности.
- Мобилизация активности, или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
- Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Создавая ситуацию успеха для ребенка, мы тем самым создаем ситуацию успеха его законным представителям, формируя и закрепляя их родительскую позицию.
В ситуации, когда наблюдается психологическое давление на ребенка, психологический дискомфорт в семье, в процессе индивидуальной консультации с родителями мы используем упражнение "Рваный лист".
Упражнение "Рваный лист".
Педагог берет вырезанное из цветной бумаги сердечко и отрывает кусочек с каждой стрессовой ситуацией:
- утром ребенок опоздал в школу – его отругали - 1 стрессовая ситуация;
- сосед по парте больно ущипнул – 2 стрессовая ситуация;
- получил 2 за контрольную - 3 стрессовая ситуация;
- мама отругала за плохую оценку - 4 стрессовая ситуация.
Как же нужно повести себя маме в данной ситуации. Своими ответами мы составляем памятку для родителей для создания ситуации успеха в семье.
Прием обратной связи.
Проблема асоциального поведения родителей наблюдается и в нашем образовательном учреждении. Это алкоголизация, агрессивное поведение, употребление ненормативной лексики. Неадекватное поведение допускается в присутствии детей. В своей педагогической деятельности мы не имеем права осуждать родителей, ставить себя на позицию превосходства. Но отреагировать на проблему мы должны, а также обязаны проконсультировать родителей о влиянии подобного поведения на развитие личностных характеристик ребенка. Вопрос в том, как это сделать, чтобы родители нас услышали. В подобной ситуации мы используем прием обратной связи. Осуществляя прием обратной связи, мы учитываем принципиальное положение - обратная связь должна помогать и развивать, а не унижать, оскорблять, наказывать.
Процесс обратной связи – это диалог. Необходимо предоставить возможность собеседнику выразить свое мнение относительно предмета разговора. Если это вызывает трудность, то педагог побуждает родителей к этому, используя технологический прием.
Первый этап определение позиции родителя в отношении случившегося достигается вопросом:
- действительно ли произошло данное событие, какую оценку вы ему даете.
Проанализировать ситуацию можно будет, если родитель попытается понять, почему это произошло именно с ним.
Следующий вопрос:
- как повлияет данное событие на ребенка. Поможет родителям спрогнозировать последствия случившегося на становление личностных характеристик ребенка.
Вопрос:
- можно ли было поступить по-другому? Нацелит родителей на поиск вариантов социально одобряемого поведения.
Мы не можем глобально изменить ситуацию в семьях, но мы можем создать условия для формирования у детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении, адаптивных механизмов, которые помогут им в свое время сделать правильный выбор.