Иванов Антон Владимирович, учитель, ГКОУ СО "ЕШИ №11", Екатеринбург
В современном российском обществе за каждым ребенком закреплено право получать образование без дискриминации по какому-либо признаку, право ребенка на уважение его достоинства, проживание в семье, право детей-инвалидов на социальную интеграцию [3].
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями, в соответствии с которым строится современное отечественное образование для выделенного контингента обучающихся, является Конвенция о правах инвалидов, в которой, в частности, говорится о том, что для них необходимо:
- развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
- обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
- доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
- предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
- создание условий для освоения социальных навыков;
- обеспечение подготовки и переподготовки педагогов [5].
Ратификация Конвенции о правах инвалидов в Российской Федерации предполагает строгое следование данным требованиям, что влечет за собой включение их в федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, а в дальнейшем – и в новый Закон об образовании [2].
Согласно ФГОС в состав универсальных учебных действий входят познавательные действия, которые включают:
- умение видеть проблему;
- умение ставить вопросы;
- умение структурировать тексты;
- умение давать определение понятиям;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение классифицировать [6].
Под познавательной деятельностью мы будем понимать единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [4].
Познавательная деятельность каждого человека возможна благодаря восприятию действительности (цвета, звуков, форм, запахов и др.) через ощущения.
Если набор ощущений для восприятия действительности не полный, то познавательная деятельность подвергается определенной деформации. В частности, у обучающихся с нарушением слуха полностью или частично "не работает" один из компонентов ощущения.
Предметно-практическая деятельность в обучении детей с нарушениями слуха может играть роль фактора, обеспечивающего планомерную активизацию познавательной деятельности.
Особенность предметно-практической деятельности состоит в том, что она проводится в несколько этапов:
- Оперирование реальными предметами, их частями.
- Включение речи в процесс практического оперирования предметами.
- Выполнение некоторых практических действий в уме.
- Проверка мыслительной деятельности учащегося на основе речевых средств.
Согласно представленным этапам усвоенные глухими школьниками слова и выражения сразу же не только включаются в речевое общение, но и выступают в качестве средств мыслительной деятельности [1].
Литература
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Т. Г. Богданова М.: Академия, 2002. – 203 с.
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012.
- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международно-правовых актов по семейном праву. – М.: Бек. – 1996.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
- Федеральный закон №46 от 03.05.2012 О ратификации конвенции о правах инвалидов
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).