Шубина Наталья Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит
"Вот эта именно штука - ответственность за уборку, и за ведро, и за тряпку - есть для меня технологический момент... на нём обтачиваются крепёжные части для важнейшего человеческого атрибута: чувство ответственности. Без этого атрибута не может быть человека, будет "некомплект", - писал А.С.Макаренко в "Педагогической поэме".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы.
Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию проявляются:
- в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
- духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнерства);
- духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, социума.
Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни и продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяются пагубные привычки; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи.
Предмет "Технология" играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения, сегодня нужно научить ребенка на уроках технологии решать проблемы, включая его в творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности, а также привить трудолюбие.
Специфика обучения сельскохозяйственному труду в отличие от других видов профессионально – трудового обучения учащихся специальных (коррекционных) школ обусловлена длительностью процесса получения конечного результата труда, т.е. наличием значительного промежутка времени между началом работы по созданию какой-либо сельскохозяйственной продукции и получением конечного результата. Это послужило причиной разработки специальной методики обучения учащихся сельскохозяйственному труду.
Основными задачами обучения учащихся специальных (коррекционных) школ сельскохозяйственному труду являются:
- овладения сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для учащихся выпускников сельских школ в производительном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям;
- коррекция недостатков трудовой деятельности;
- воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело и других моральных качеств, необходимых выпускникам специальных (коррекционных) школ для жизни и работы в сельском хозяйстве;
- содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости.
На уроках сельскохозяйственного труда использую различные методы воспитания трудолюбия, которые представляют собой пути, способы, с помощью которых ведется целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, формирование их сознания, нравственных качеств, норм поведения.
Воспитательный эффект на занятиях достигаю при взаимодействии различных методических средств воспитания (методов, приемов, путем создания ситуаций воспитательного воздействия), творчески используемых учителем.
Например, методы убеждения. На практике в целях убеждения широко использую беседу, разъяснение, пример, общественное или трудовое поручение, встречу с представителями различных профессий, экскурсию на предприятие и т.д.
Так, на уроке я рассказываю о том, как ухаживают за растениями. Однако в этом учащиеся лучше всего убеждаются в процессе выполнения данной работы в теплице.
Метод упражнения. Упражнения способствуют выработке и закреплению определенных умений, навыков, привычек. Это достигается при помощи разнообразных приемов: показа и демонстраций, самостоятельного решения практических задач, выполнения различных заданий, например по высадке растений в открытый грунт.
В ходе занятий учащиеся всегда находятся в определенной взаимной зависимости друг от друга, что позволяет формировать такие качества как взаимопомощь, умение считаться с мнением окружающих, умение общаться и т.д.
В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской деятельности, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха. Использование проектной технологии является необходимым, так как образовательная область "Технология" предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования. С учащимися разработаны и реализованы следующие проекты: "Оформление цветников на пришкольном участке", "Приусадебный участок весной", "Выращивание рассады томатов в закрытом и открытом грунте".
Сильное воспитательское средство - личный пример учителя. Школьники постоянно наблюдают, как учитель ведет себя на занятиях, как реагирует на те или иные поступки, как относится к своему делу.
Важной задачей при подготовке учащихся специальных (коррекционных) школ к сельскохозяйственному труду является обучение их приёмам выращивания сельскохозяйственных растений и ухода за животными. Существуют разнообразные приёмы посева, посадки и уборки урожая сельскохозяйственных культур, уборки животноводческих помещений, кормления животных и ухода за ними. Учащиеся, овладевшие большим количеством приёмов труда, могут лучше спланировать работу по сравнению с теми, которые не имеют такого запаса приёмов. Таким образом, овладение приёмами труда является не только средством расширения трудового опыта умственно отсталых школьников, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности, воспитанию трудолюбия.