Мельникова Светлана Михайловна, учитель технологии, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В Конституции РФ и законе Российской Федерации "Об образовании Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ закреплено следующее: "Дети с отклонениями в развитии имеют равные со всеми права на образование" [1]. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особую важность дифференцированный подход к определению условий обучения детей данной категории и их психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах обучения.
Для учителя, работающего в условиях коррекционного образования, постижение сути процесса обучения детей с ЗПР является чрезвычайно важным в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к данной категории детей, в выработке тактики их обучения, способствующей более прочному овладению образовательной программой. При обучении школьников с ЗПР необходимы прежде всего знания о психолого-педагогических особенностях этой категории детей.
Изучению психолого-педагогических особенностей детей с ЗПР посвящены труды многих российских педагогов, психологов, дефектологов (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева) [2].
Выделяют следующие особенности личности подростка с ЗПР:
- сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- незрелость эмоциональной сферы и мотивации;
- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.
В ГКОУ СО "Новоуральская школа №2" в основной школе обучаются подростки 11-15 лет с ЗПР. Предмет "технология" изучается в 5-8 классах по двум направлениям: "Технологии ведения дома" и "Индустриальные технологии".
Методы и формы обучения подростков с ЗПР практически не отличаются от детей нормы, особенностью является дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и более простые объекты труда.
Для проведения любого урока очень важна мотивация ученика. Любой обучающийся может спросить: "Зачем мне это нужно? Как мне это пригодится в жизни?" Задача учителя так заинтересовать обучающегося, чтобы он выполнял задание с интересом, с творческим подходом, увидел конечный результат своей работы и понял, где он может применить свои знания и умения в жизни, будет ли это приготовление какого-либо блюда, пошив изделия или выпиливание изделия из дерева.
Для разработки уроков по технологии чаще используются методы:
- Объяснительно-иллюстративный. Суть этого метода в том, что учитель сообщает готовую информацию, а обучающиеся ее воспринимают и фиксируют. Сюда относятся такие приемы как рассказ, лекция, работа с учебником. Необходимо использовать много иллюстративного, наглядного материала.
- Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму.
- Проблемное изложение. Учитель ставит перед учеником проблему и сам показывает путь ее решения. Обучающиеся следят за логикой решения проблемы.
В настоящее время на уроках технологии установились три формы организации обучающихся. Важно, чтобы при организации обучения у школьников формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах. В зависимости от раздела программы выбирается та или иная форма, чтобы ученики смогли овладеть знаниями и сформировать профессиональные умения и навыки.
- Фронтальная форма организации обучающихся.
При данной форме организации работы все ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Инструктирование обучающихся и контроль их работы осуществляется учителем одновременно для всех. Положительной стороной фронтальной организации труда обучающихся на уроке является то, что каждый из них, работая в коллективе, в то же время выполняет задание от начала и до конца, осваивая при этом все трудовые операции, и видит конкретный результат. Но индивидуальные особенности и познавательные возможности обучающихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий. Данная форма организации работы на уроках технологии используется при изучении тем по конструированию и изготовлению швейных изделий.
Большую роль в усвоении порядка изготовления и точности выполнения изделия играют технологические карты, чертежи, раздаточный материал, наглядные пособия, образцы деталей и изделий, которые применяются на каждом уроке. По ним легче ориентироваться в задании, составлять план работы и изготавливать детали. Технологические карты по изготовлению швейного изделия разноуровневые, в зависимости от выбранного фасона и способа обработки деталей изделия. При выборе фасона используется индивидуальный подход с учетом способностей обучающегося. - Звеньевая форма организации работы.
Уроки раздела "Кулинария" это уроки практического обучения, обучающимся с ЗПР наиболее подходит звеньевая форма организации. Ученики делятся на небольшие группы (3-6 человек). Состав группы постоянен. Обучающиеся создают звенья (группы) сами, руководствуясь личными взглядами (дружба, общие интересы и т.д.) Учитель следит за тем, чтобы группа составляла "миниатюру класса", т.е. чтобы в ее состав входили как сильные, так и слабые ученики, различающиеся образом мышления. Работой группы руководит бригадир, которого ученики выбирают самостоятельно. Достоинства такой формы организации очевидны. Она позволяет создать у школьников правильное представление о современной организации труда.
При выполнении работы бригадным методом ученики стараются выполнить не только свою работу, но и оказать помощь в работе напарнику. Так, одни обучающиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие, хотя и усваивают теоретический материал, испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству при выполнении практической работы.
Детям с ЗПР необходимо на практических уроках предоставлять технологические карты по кулинарии с элементарным объяснением предстоящей работы. Иногда в качестве домашнего задания можно дать разработать самому ребенку технологическую карту.
При проведении уроков раздела "Кулинария" учитываются индивидуальные психофизические особенности каждого обучающегося:
• способность работать ручными инструментами и приспособлениями;
• умение выполнять работу по технологической карте;
• соблюдать правила Техники безопасности при работе;
• сервировать стол для приема пищи.
При выполнении практической работы задания можно давать индивидуально, разноуровневые. Этим достигается то, что слабые успешно справляются с заданием. Самое главное у них появляется вера в свои силы, то есть коррекция учеником своей Я-концепции. Поэтому чем раньше начинается дифференцированное обучение, тем успешнее дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают программным материалом. - Индивидуальная форма организации работы – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Данная форма организации работы чаще используется при изучении разделов "Рукоделие" и "Творческая проектная деятельность". Обучающиеся самостоятельно выбирают объект труда в зависимости от своих способностей. Для того, чтобы сделать любое изделие, ученик должен осмыслить, что он будет делать, из чего, как и чем, то есть спланировать свою работу, а в процессе самой работы контролировать ее.
Для планирования предстоящей работы обучающимся предлагается таблица с вопросами:
- какое изделие будешь выполнять;
- из каких деталей состоит изделие;
- какой материал;
- какие операции предстоит выполнить;
- какие инструменты потребуются;
- чем будешь контролировать свою работу.
Для слабой группы самостоятельные задания отличаются не только меньшим объемом и облегченным характером, но и тем, что дети всегда начинают выполнять задание под наблюдением учителя.
Задание для обучающихся должно быть посильным, а помощь соответствовать его трудовым возможностям. При анализе выполненной работы необходимо проверять качество своей работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания. Тут зачастую анализируются не только дефекты и причины их возникновения, но и личность исполнителя [3].
Следует отметить, что овладев умениями планировать свою работу, анализировать свое изделие, обучающиеся приобретают уверенность, самокритично относятся к своим ошибкам и испытывают больше желания к трудовой деятельности.
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) [Электронный документ] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ – Дата обращения: 05.10.2018
- Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов/н/Д: Феникс, 2007
- Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения) / Под редакцией Шевченко С.Г. Самара: Изд-во Самарского ИПК ПРО 1998