Якимова Марина Владимировна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа–интернат", Карпинск
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработан с учетом реализации программ учебных предметов и формирования предметных компетенций, а также с последующей социализацией обучающихся (расширения жизненного опыта и социальных контактов в доступных для них пределах). Постепенно в ходе образовательной деятельности учитель переходит от формирования жизненно необходимых навыков у обучающихся к формированию умений, которые помогут выпускнику дальнейшему самоопределению в профессии.
Опыт показывает, что профильная подготовка является важным этапом в становлении профессионального самоопределения. Одним из направлений допрофессиональной подготовки обучающихся с умственной отсталостью в нашем образовательном учреждении является трудовое обучение по профилю "Швейное дело". Цель которого, освоение практических умений и технологических приемов, подведение обучающегося к сознательному выбору профессии швейного профиля и определения дальнейшего пути получения профессионального образования. Коррекционная направленность и правильная организация образовательного процесса позволяет подготовить большинство выпускников к выбору профессии и успешной социализации.
Научное обоснование проблемы трудового воспитания и обучения детей с умственной отсталостью связано, прежде всего, с именем Л.С. Выготского. Он рассматривал её как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с нарушениями интеллекта, и подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание.
В программу предмета профильного труда "Швейное дело" вошли основные разделы и темы: конструирование и моделирование, материаловедение, ремонт и реставрация, изготовление и отделка швейных изделий. Обучение рассчитано на пять лет с 5-9 класс. Основными принципами обучения является практическая направленность, доступность содержания теоретического материала, посильность выполнения видов и объема практических работ, связь теории с практикой. В первые два года профильного обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения технологических операций. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы.
Ключевой позицией обновления специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.
В нашей школе созданы все условия для освоения швейного профиля. Обучение осуществляется в специально-оборудованной мастерской. Швейная мастерская оснащена современным оборудованием, учебной литературой. Приобретены новые швейные машины, утюги, инструменты и приспособления для швейных работ, учебники с 5-9 класс. Обучающиеся имеют возможность освоить основные приемы работы на бытовых, универсальных и специальных швейных машинах. Знакомятся с профессиями швейного производства.
В процессе обучения большое внимание уделяется экскурсиям в мастерские по пошиву и ремонту одежды, в специализированные магазины. Целью таких уроков является ознакомление с организацией трудового процесса. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения. Обучающиеся непосредственно знакомятся с оборудованием и технологическим циклом, а так же могут быть участниками трудового процесса (поработать на швейной машине, раскроить изделие, подобрать ткань и отделочные материалы). Организованная деятельность приближена к реальной действительности и ведет к закреплению и совершенствованию знаний умений и навыков. Такая форма урока способствует эффективности обучения и развития познавательного интереса к профессии.
На уроках практического повторения обучающие выполняют заказ школы: шьют рабочие фартуки для столярной мастерской, полотенца, костюмы для выступлений; изготавливают маркировку для белья и другие изделия. Обучающиеся ориентируются в задании, планируют свою работу, оценивают свой труд. Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышает интерес к работе, активность, способствует формированию у обучающихся социальных мотивов деятельности.
Мониторинг результативности показывает положительную динамику в формировании социально-значимых и жизненно-важных компетенций у обучающихся (трудолюбие, ответственность, умение работать в коллективе).
Чтобы выпускник был готов к вступлению в самостоятельную жизнь, он должен иметь необходимый запас знаний, допрофессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить отношения с людьми, соответствующую возможностям жизненную перспективу.
Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью освоение профильного труда становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2014.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001.
- Новые учебные программы трудового обучения в специальных (коррекционных) образовательных школах под ред. А.М.Щербаковой.- М.:Из-во НЦ ЭНАС,2001.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие. - М .: Академия, 2002.
- Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ "Грани познания". №2 (3). Май 2009 n www.grani.vspu.ru
- [Электронный ресурс]Режим доступа http://www.proshkolu.ru/lib/id/6315/
- Источник:http://www.xn--b1adnajvmpk.xn—p1ai/publ/poleznye_stati/korrekcionnaja_pedagogika/formirovanie_uchebnoj_motivacii_uchashhikhsja_s_umstvennoj_otstalostju_na_urokakh_trudovogo_obuchenija/25-1-0-66© http://трудовики. рф
- [Электронный ресурс] https://урок.рф/library/osobennosti_trudovogo_obucheniya_v_korrektcionnoj_shko_135652.html