Дубровина Лариса Михайловна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация" предполагает обучение обучающихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.
В настоящее время имеется широкий выбор как отдельных пособий, методик, программ, так и серьезные исследования ученых, объединенные в научно-методические системы коррекционного обучения. Однако практически все эти пособия оказались оторванными от реальных условий работы.
Это значит, что в них недостаточно четко отражена соотнесенность предлагаемой системы альтернативной коммуникации коррекционного обучения с обучающимися имеющими специфические особенности.
Существует несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, пиктограммы, письменная речь.
Но не одна из этих форм, к сожалению, полностью не подходит к обучению моего обучающегося.
По заключению ПМПК у обучающегося сложная структура нарушений. Ребенок самостоятельно не передвигается, является лежачим, сам не сидит, не говорит навыки самообслуживания отсутствуют. Процесс общения затруднен, т.к. обучающийся не владеет языковыми средствами.
Особенности психофизического развития обучающегося определяют специфику работы с ним: для него организовано индивидуальное обучение на дому по коррекционным курсам:
- альтернативная коммуникация;
- сенсорное развитие;
- двигательное развитие.
Я предлагаю вашему вниманию коррекционный курс "Альтернативная коммуникация". Основной акцент этого курса я делаю на то, что важнейшей задачей обучения является не ознакомление с художественной литературой, а ежедневное чтение художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов), слушание музыкальных произведений, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации.
Я считаю, что очень важно превратить обучающегося из объекта ухода в активного участника всех процессов, с ним происходящих.
Все мои уроки проходят только в игровой форме и в присутствии мамы.
Каждый урок я начинаю с игры: "Кто у нас любимый".
Ребенок лежит на спине, лицом ко мне.
Поглаживая руки обучающегося, я спрашиваю: "Кто у нас любимый?"
Поглаживая ножки, я спрашиваю: "Кто у нас счастливый?"
Поглаживая все тело, я говорю: "…. счастливый! …. любимый!"
Таким образом, происходит коммуникативная стимуляция.
Свои действия собучающим я всегда озвучиваю, называю его по имени, объясняю, что с ним происходит в данный момент, какие действия планируются. Моя речь всегда достаточно проста, четко сформулирована, эмоционально окрашена и сопровождается определенными жестами. Если я говорю окаких-то действиях с его телом, то эти действия я обозначаю своим прикосновением к его частям тела.
В своей работе я использую систему жестов, являющихся имитацией простых предметных действий: если мы рассматриваем корову, то используем жест "рога", если самолет, то имитирую крылья, разводим руки в стороны.
Жесты описательного характера передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту: зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить "ушки"; кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы; курочка — жест "клюёт".
Все игры и упражнения проводятся обязательно с речевым сопровождением.
Для развития слухового внимания я использую комплекс упражненийна перемещение игрушек в пространстве, поиск звуковых предметов, с использованием музыкальных инструментов, шумов различных предметов, звуковых коробочек. Это могут быть различные погремушки, бубен, ксилофон, барабан, звучащие и шуршащие предметы.
В развитии крупной и мелкой моторикия использую: действия с предметами; обучение сжиманию и разжиманию кулаков, развитие и совершенствование хватательных движений; обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой.
Тактильный контакт, телесные ощущения оказывают благоприятное воздействие и дают возможность почувствовать обучающемуся собственное тело. Важно учить тактильному обследованию предметов и объектов, окружающих его: дать возможность потрогать все, что можно, сопровождая показ объяснениями.
Здесь я использую игру "Щикатушки", "Сороку-белобоку", пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением.
Обучение слушанию сказок происходит через совместное рассматривание картинок и манипулирование игрушками с жестовым сопровождение, так же я использую игры-театрализации и пальчиковый театр.
Результатом альтернативного общения у моего обучающегося является радость при встрече с картинкой, яркой игрушкой, слушания сказки, потешки или песенки. Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка (радость, недомогание, беспокойство, покой).
Обучающийся, который поначалу, казалось бы, никак не реагировал на обращенную речь, довольно быстро начал откликаться на эмоциональное обращение и прикосновения.
Современная наука говорит о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения, которые призван реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью.