Реализация системного подхода по совершенствованию техники чтения у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Данилова Ирина Ивановна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В основу Стандарта ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы. В соответствии с этим предлагаемая в данной статье система коррекционно-развивающих упражнений по совершенствованию техники чтения учитывает особенности младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, причём не в самом общем виде, а конкретно, позволяя дифференцированно подходить к обучающимся, корригируя имеющиеся у них недостатки, опираясь на их сохранные возможности. Тем самым создаются условия, обеспечивающие овладение учениками содержанием образования и достижение планируемых результатов освоения АООП.

Основным направлением коррекционной работы на уроках чтения в начальной школе является преодоление речевых недостатков обучающихся с интеллектуальными нарушениями и формирование речи как средства общения.

Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1, 2, 3 классы, когда обучающиеся от побуквенного восприятия слога переходят к послоговому прочтению, а затем и к чтению целыми словами. Читаемый материал в этих классах не очень объёмен. Одним из эффективных приёмов работы по выработке у обучающихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Материалом для речевой зарядки служат коррекционно-развивающие упражнения, подобранные с учётом общего уровня развития у обучающихся навыка чтения, характера ошибок при чтении, а также в зависимости от особенностей структуры текста, прорабатываемого на уроке.

Виды упражнений, используемые на речевых зарядках: дифференциация сходных слогов и слов; чтение слогов и слов по подобию; чтение слогов и слов с подготовкой; чтение слов, буквенный состав которых отличается одной, двумя буквами или порядком их расположения; преобразование слов путём замены буквенных комплексов; упражнения на развитие подвижности речевого аппарата. Задания, используемые в работе над правильностью чтения: чтение по заданию; чтение эстафетой, цепочкой; хоровое чтение; чтение с продолжением; отражённое чтение; выборочное чтение; "Следи, будешь исправлять ошибки".
Ошибки, нарушающие правильность чтения, тормозят развитие навыка беглого чтения. Упражнения на развитие беглости чтения: многократность прочтения, приём подсчёта слов (жужжащее чтение), "Игра в прятки","Чтение под звуковой ориентир","Буксир","Голова и хвост", "Фотоглаз", приём "Речевая разминка" из методики Аксёновой. Она проводится в начале урока перед изучением основного произведения, в результате чего работа с дополнительным материалом оказывается как бы "разминкой".

Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения: речевая разминка; подражание речи учителя; физминутки; участие в художественной самодеятельности; работа над логическим ударением в ответах на вопросы; чтение по ролям, драматизация текста; приём нотирования. На речевой разминке я предлагаю ученикам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторение скороговорок, выполнение артикуляционной гимнастики, хоровое чтение отдельных фрагментов текста. Подбираю задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям обучающихся. Также использую в работе следующие задания: чтение предложений в нужных интонациях, используя знаки "?", "!", "."; чтение предложений, в которых точно и правильно ставим логические ударения.

Общая интеллектуальная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения. Поэтому использую разнообразные методы: подготовка обучающихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, а также обобщающие беседы. Упражнения на формирование навыка осознанного чтения, связанные с лексической работой над словом: разбор значений слов синонимов (подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке); самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом; подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения; работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов; работа с фразеологизмами (объяснение смысла выражений "Человек с головой, как снег на голову", "Валится из рук, из рук вон плохо"); соотнесение фразеологизма с иллюстрациями и объяснение значения выражения; замена фразеологизмов синонимами; задания на обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки (перед началом чтения произведения попросить обучающихся определить жанр произведения, тему, сюжет, эмоциональный характер, исходя из названия); упражнения, направленные на развитие метафоричности речи, правильного восприятия многозначности значения слов и выражений ("Объясни, что значит: шишка на лбу, голова поезда, хвост поезда", "Объясни смысл выражения: на тебе обувь горит, в деревне загорелся дом, у тебя в руках всё горит, у тебя щёки горят, в костре горят дрова"). Для того, чтобы дети лучше усвоили эти понятия, можно использовать "неправильные рисунки", на которых изображены предметы, упомянутые в выражениях, и действия, происходящие с ними. Далее можно попросить школьников определить, какое выражение употребляется в прямом, а какое в переносном смысле.

В результате предложенных упражнений развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку. Происходит общекультурное и личностное развитие обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, что составляет цель и основной результат образования.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин