Стригина Елена Владимировна, учитель математики, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест
Данную технологию я применяю на уроках 4 года, она дает хорошие результаты при решении всех задач (образовательных, развивающих и воспитательных).
Начну с определения технологии смешанного обучения - технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения "классно-урочной системы" и электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современным обучением.
Для педагога: технология позволяет оптимизировать и индивидуализировать образовательный процесс. Для обучающегося: это способ реализовать свои образовательные возможности, с учетом индивидуального темпа работы и уровня усвоения материала.
Технология применима ко всем типам урока и ко всем этапам урока (по Корзиковой Г.Г.). Модель "Ротация" (группа "Смена рабочих зон", или еще ее называют "Станции") - это зона работы с учителем, зона работы с компьютером и зона работы в группе.
Зона работы с учителем. Учитель работает с целым коллективом, затем на определенном этапе получает возможность работать с небольшой группой обучающихся, которых он дифференцировал по уровню знаний или по уровню усвоения конкретной темы. Именно поэтому с каждой группой необходимо работать, опираясь на затруднения при изучении той или иной темы, здесь в полной мере проявляется мастерство педагога. Ведь любой ученик, даже не совсем успешный, может быть "звездочкой" при изучении темы, понятной его разуму.
ПРИМЕР. Тип урока – сообщение новых знаний. Учитель дает объяснение новой темы всему классу. На этапе проверки уровня усвоения материала применяется технология смешанного обучения. Педагог, оценив возможный уровень усвоения нового материала каждым обучающимся, дифференцирует их по зонам работы. Индивидуальная работа у компьютера - для сильных, групповая работа – для средних, возможность поработать по новой теме со слабыми - зона работы с учителем.
Зона работы с компьютером. Обучающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно или согласно инструкции (алгоритму). Обязательная проверка осуществляется различными способами (самопроверка, взаимопроверка или объяснение проведенной работы).
ПРИМЕР (индивидуальной работы). Тема "Умножение многозначных чисел на трехзначное число". Задание – решить пример на умножение в столбик. Первый ученик набирает на компьютере числа, проводит вычисления и заносит ответ. Второй проверяет ответ с помощью проверки, затем с помощью калькулятора (если есть ошибка – исправляет ее и оценивает одноклассника).
Тема "Решение задач". Ученик читает задачу – составляет к ней краткую запись, решает и записывает ответ. Затем проводит самопроверку по образцу решения (или другие способы) и выставляет сам себе оценку.
Онлайн-тесты или онлайн-задания проверяются автоматически.
Зона работы в группе. Группа может состоять из 2 или более обучающихся. Работа-задание может выполняться вместе или последовательно.
ПРИМЕР. Задание группе – составить кроссворд из математических терминов, применяемых на уроке.
Решить ребус, загадку из чисел последовательно (передавая друг – другу) и проверяя ответы друг друга.
Следует отметить, что модель "Ротация" (группа "Смена рабочих зон") вносит соответствующее изменение в архитектуру класса при необходимости. Данные переходы позволяют обучающимся регулировать и активизировать познавательную деятельность и перестраиваться с одного вида учебной деятельности на другой.
Как результат могу назвать следующее:
- Повышается учебная мотивация у обучающихся (ребятам нравятся уроки математики, они с интересом идут на урок, стараются выделиться, проявить и показать свои знания и умения);
- Развиваются процессы мышления, памяти, внимания. Развиваются навыки самоконтроля и самоорганизации;
- Воспитываются качества: самостоятельность, взаимовыручка и взаимподдержка, дисциплинированность;
- Обучающиеся овладевают социально-бытовыми знаниями и умениями (расчет бюджета, понятия кредит и рассрочка);
- Формируется навыки сотрудничества, умение взаимодействовать.
Учитель же демонстрирует обучающимся модели поведения и мышления, способы построения взаимоотношений.
Литература