Горбунова Людмила Викторовна, учитель начальных классов, Крупская Бэлла Владимировна, зам. директора по УВР, Шутова Вера Григорьевна, учитель начальных классов, МАОУ "Лицей № 58", Новоуральск
"Люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, машины или компьютерные программы. Люди создают что-то важное для них самих или их окружающих".
Сеймура Пейперта
В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к продолжению обучения на уровне основного общего образования. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою учебную деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание обучающимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебной деятельности. Такие возможности для обучающегося и учителя предоставляет формирующее оценивание.
Формирующее оценивание используется для оценивания потребности обучающихся, помогает стимулировать самостоятельность и сотрудничество, отслеживать прогресс, проверять и демонстрировать понимание.
Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение.
Формирующая оценка – "обратная связь" для обучающихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Внедрение в практику работы данной педагогической технологии дает ряд преимуществ:
- создание возможностей для определения новых путей и форм учебной деятельности, корректировки поставленных образовательных целей и путей их достижения, прогресса каждого обучающегося;
- повышение мотивации обучающихся за счет достижения более высоких образовательных результатов.
- создание условий для определения наиболее эффективных путей достижения предметных и метапредметных результатов обучающихся.
Результатами применения формирующего оценивания являются:
- обеспечение освоения стандарта всеми обучающимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
- максимальное приближение каждого обучающегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
- формирование оценочной самостоятельности обучающихся,
- формирование адекватной самооценки.
Стратегии оценивания - это методы, которые учитель использует для сбора информации об учебных достижениях обучающихся. Для более эффективной оценки обучающихся следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты. (Приложение 1)
Инструменты оценивания могут быть созданы как с помощью Microsoft Office, так и с помощью сервисов Интернет: Приложения Google презентации, таблицы, формы, документы.
Использование и внедрение сервисов Интернет Web 2.0 в образовательную деятельность позволяет разнообразить учебные занятия, обучать на практике овладению информационными технологиями. В основе Web 2.0 лежат не ресурсы, а пользователи, их знания и взаимодействие. Главным отличием от сервисов Web 1.0 является то, что пользователь становится соавтором ресурса.
Взаимодействие на основе сервисов Web 2.0 открывает перед учителем и его учениками новые возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков (новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов);
- наблюдение за деятельностью участников и участие в работе сообщества.
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.
Критерии - признак, на основе которого формируется оценка качества объекта, процесса.
Критериальное оценивание учебных достижений, обучающихся позволяет сделать процесс выполнения работы целенаправленным, а процесс оценивания – прозрачным. (Приложение 2)
Использование формирующего оценивания и сервисов Интернет в педагогической практике способствует реализации требований ФГОС и ФГОС ОВЗ, т.к. способствует формированию у обучающихся умений и качеств человека XXI века:
- личной ответственности,
- терпимости к другим точкам зрения,
- коммуникативных умений,
- способности к саморазвитию.
Литература
- Булин-Соколова Е.И., Рудченко Т.А. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/-М.:Просвещение, 2012.
- Пинская М. А., Улановская И. М. Новые формы оценивания. Начальная школа. 2-е изд. – М: Просвещение, 2014.
- Шпарута Н. В., Волкова И. А. современные сервисы Интернет в педагогической практике (Web 2.0) Екатеринбург, 2012.