Яковлева Любовь Васильевна, воспитатель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Федеральный государственный стандарт образования для лиц с ОВЗ предполагает формирование у обучающихся не только образовательных, но и жизненных компетенций.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию как общеучебных, так и социально-личностных качеств: умению формулировать и аргументировать собственную точку зрения; представлять свои идеи и творчески мыслить; планировать результаты и нести ответственность за них; уметь работать в коллективе и обладать навыками общения; владеть компьютерной грамотностью.
В этом учебном году мы с детьми решили принять участие в сетевом проекте. Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. (Полат Е.С.).
До этого у меня уже был опыт участия с детьми в интернет-проектах: "Дружба – это я+ты" на портале Сеть творческих учителей, "Эрудиты планеты" в международной интернет-олимпиаде.
Выбирая для работы тему проекта, я остановилась на сайте http://www.nachalka.com/, где учителем Асафьевой Ольгой проводился проект для обучающихся 3-4-х классов.
В ходе работы ребята должны были научиться различать памятники и скульптуры; узнать, какие бывают памятники; изучить памятники своего населенного пункта: каким событиям посвящены, когда были установлены, кто автор; найти необычный, оригинальный, памятник в своей области; создать совместный экскурсионный продукт и вместе с ребятами из других команд совершить виртуальную экскурсию.
Сетевой проект имеет свою специфику, которая заключается в следующем:
- Организация предварительной работы по сбору команды в профиле координатора на сайте, регистрация в проекте.
- Организация работы с родителями: знакомство с проектом, получение письменного разрешения на работу детей в сети интернет.
- Знакомство команды с планом и сроками проведения проекта.
- Заполнение таблиц ЗИУ (знаю, интересуюсь, умею).
- Знакомство со всеми командами (метка на карте Googlе).
- Работа в таблице продвижения команд, где выставляются все продукты проекта и происходит оценивание, взаимооценивание команд.
- Подведение итогов работы.
В проект были включены все участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги. На родительском собрании раздала родителям бланки разрешения на публикацию творческих работ, фотографий детей в сети Интернет. С помощью стартовой презентации познакомила родителей и детей с проектом, выявила желающих. Собралась команда из 5 обучающихся класса. Определились с названием команды – "Почемучки Урала".
На предварительном этапе мы провели экскурсию по памятникам города, определили место своего города на общей карте в сервисе Google.
- 1 этап "Такие разные памятники". Ребята познакомились с классификацией памятников, выяснили, что видов классификаций много. Посетили городской музей, чтобы закрепить понятия "документальные памятники", "памятники производственной деятельности". Итог – наша ментальная карта признана самой полной, команда получила Сертификат.
- 2 этап "Памятники рядом с нами". По материалам экскурсии по городу команда создала свою виртуальную экскурсию на сервисе Padlet. Дети выбирали сами памятник, который хотели описать. Были сложности с освоением сервиса Padlet. Здесь нам помог папа одного из наших участников.
- 3 этап "Необычные памятники". На этом этапе участники всех команд проекта создали общую презентацию "Необычные памятники". Так как в нашем городе таковых не оказалось, мы просмотрели памятники Екатеринбурга и выбрали Памятник банковской пластиковой карте.
В ходе прохождения этапов ребята оценивали правильность выполнения заданий другими командами по определенным критериям.
Продвижение команды в проекте фиксировалось в таблице "Шаги к успеху". В итоге мы оказались в числе лучших команд, которые набрали по 18 баллов.
Участие в сетевом проекте развивает все универсальные учебные действия:
- Познавательные УУД: поиск и выбор нужной информации; умение характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать.
- Личностные УУД: понимание причин успеха и неудач, способность к самооценке, чувство сопричастности с жизнью города, края, эстетические чувства, познавательная мотивация.
- Регулятивные УУД: умение придерживаться цели и ориентиров деятельности; контроль результатов; коррекция собственных действий; адекватное восприятие замечаний и учет их в работе.
- Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества со сверстниками, с педагогом в поиске и сборе информации; владение диалогом; умение договариваться, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения; формирование собственного мнения.
Считаю, что участие в сетевых проектах расширяет кругозор обучающихся, способствует развитию их познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей, умения работать в команде, формирует рефлексивные умения, навыки использования информационных технологий, стирает барьерные рамки между участниками, будь они из лицеев, гимназий или коррекционных школ.
Приложение
- http://www.nachalka.com/network_projects - сайт с сетевыми проектами;
- стартовая презентация на сайте http://www.nachalka.com/pamyatnik;
- 1 этап "Такие разные памятники", ментальная карта в Google https://coggle.it/diagram/W6UaQpi_khQhbWI3/t/такие-разные-памятники-https-lektsia-com-7x42e5-html;
- 2 этап "Памятники рядом с нами" - интернет-слайд в программе Padlet https://padlet.com/horsik2201/scabzvhc7gfu ;
- 3 этап "Необычные памятники" - интернет–презентация "Необычные памятники" в Google https://docs.google.com/presentation/d/1edc0icyu0VST4ZFChgiffXBD8qvVTykR9f-ifjATTj4/edit#slide=id.p;
- Памятник банковской пластиковой карте https://docs.google.com/document/d/1rkvFHaMe-Y0I_NNLUSt5xqPKltKsKghHEmQbKoz2q8M/edit
- итоги проекта: http://www.nachalka.com/pamyatnikitogi