Латникова Наталья Александровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Ноавоуральская школа № 2", Новоуральск
В школьный логопедический пункт приходят дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии, и состояние речи таких детей, безусловно, препятствует освоению общеобразовательных программ. Выполняя свою основную работу по коррекции у детей нарушений звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, по профилактике нарушений устной и письменной речи, учитель-логопед создает фундамент для всего дальнейшего образования.
Обучающиеся имеют ряд психологических и речевых особенностей, которые затрудняют формирование у них универсальных учебных действий. Коррекционная логопедическая работа в зависимости от способов её организации и содержания раскрывает свои специфические возможности для формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Как же можно формировать УУД на коррекционных логопедических занятиях? Общие правила организации коррекционной работы могут быть следующими:
- Логопедическое занятие должно строиться как процесс "открытия" каждым ребенком конкретного знания. Дети не принимают знание в готовом виде, а работа на занятиях организована так, что требует от учащихся размышлений, поиска, усилий.
- Все действия ребенка должны быть осмысленными.
- Учитель-логопед на логопедических занятиях учит детей ставить цели, искать пути их достижения, составлять план действий, в т.ч. совместно.
- Поощряется учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности формируются общечеловеческие ценности.
- Достаточное внимание на занятиях уделяется самопроверке и взаимопроверке детей, за ошибки не упрекают, а объясняют, что все учатся на ошибках.
- Учитель-логопед отмечает достижения каждого ребенка по сравнению его прошлыми результатами, помогает обретать уверенность в собственных способностях и силах.
- Логопед помогает детям найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, создавая ситуацию успеха, оказывая поддержку.
Рассмотрим возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на логопедических занятиях.
У младших школьников с речевым недоразвитием чаще всего возникают проблемы коммуникативного свойства:
- дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;
- ограниченность словарного запаса, которая приводит к качественно неполноценной, маловыразительной речи ребенка. Смешение ребенком слов по акустическому или лексическому сходству, вызывающее у собеседников
- недопонимание смысла высказывания говорящего;
- неумение грамматически верно высказывать предложения, несформированность словообразования и словоизменения, смешение или пропуск предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
- нарушение логики и связности высказывания, последовательности изложения, искажение фактического содержания высказывания, нечеткая формулировка мысли;
- замедление темпа осмысления и восприятия услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятие фактического содержания информации;
- ряд психологических особенностей: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность в отношении того, что говорит собеседник, недостаточное развитие навыков, а
- несформированность произвольности в деятельности и общении;
- нарушения эмоциональной сферы, мешающие услышать собеседника, ответить ему эмпатией (он говорит лишь о своем, слышит только себя).
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по деятельности или общению, умение вступать в диалог и слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, а также строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
В связи с этим большое значение приобретает развитие и формирование диалогической и монологической речи в качестве важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития творческих способностей и логического мышления, а также повышения самостоятельности обучающихся в процессе овладения знаниями.
В коррекционной работе по совершенствованию и развитию диалогической и монологической речи у учащихся рекомендуется использовать различные виды деятельности: викторины, инсценирования, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, имитации различных передач, игры-путешествия, что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности. Для развития письменной и устной речи с успехом применяются игры с ребусами, кроссвордами, шарадами, загадками, поговорками, скороговорками и пословицами.
Учитель-логопед должен быть для детей образцом партнерской коммуникации. Он повседневно транслирует примеры корректного ведения дискуссии, уважения к собеседнику и поддержки партнера, которые и будут усваиваться обучающимися.
При проведении коррекционной работы с обучающимися, имеющими дислексические и дисграфические нарушения, логопеду следует формировать такие учебные действия и умения как воспроизведение и восприятие текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, что в свою очередь формирует и развивает коммуникативные универсальные учебные действия.
Формирование коммуникативных навыков у учащихся это одно из основных направлений логопедической работы. Для этого следует привлекать детей к работе в парах. Работать в парах первоклассникам непросто: они часто отвлекаются, спорят, некоторые стараются показать свое превосходство, могут унизить, оскорбить собеседника, другие, наоборот, зажимаются, боятся, что партнер обнаружит ошибку и при всех об этом скажет.
Поэтому лучше заранее вместе с ребятами составить "Правила дружной работы":
- проявляй доброжелательность;
- старайся чаще называть своего собеседника по имени;
- найди в собеседнике хорошие качества;
- учись терпеливо выслушивать друга, старайся понять его;
- указывай вежливо на ошибки, помни, каждый имеет на это право;
- если возник спор, не жалуйся и не злись, старайся сохранить дружеские отношения и договориться;
- похвали партнера, если он выполнил задание без ошибок;
- если тебе понравилось работать в паре, обязательно скажи партнеру об этом.
Таким образом, для развития коммуникативных универсальных учебных действий на каждом занятии нужно создавать такие условия, при которых учащиеся сотрудничают друг с другом для того, чтобы решить поставленную задачу. Дети выявляют проблемы совместно, определяют цели, планируют свою деятельность, распределяют роли, разрешают спорные ситуации, учатся оценивать свои действия. Следовательно, мы можем вести речь и о формировании регулятивных учебных действий.