Чехлова Ольга Викторовна, учитель-логопед, специалист ТПМПК, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
"…главная задача не изучение языка,
а развитие речи, усвоение языка
как средства общения и орудия мышления".
К.В.Комаров
Одним из основных элементов системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения является ПМПК.
Приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" от 20 сентября 2013 г. № 1082 четко определены основные направления деятельности комиссии:
- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
- осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
В период перехода российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель данная система, обеспечивающая полноценную реализацию комплексных мер, направленных на своевременное предоставление каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования, развивается и актуализируется.
Непосредственное сопровождение обучающихся с ОВЗ педагогами ПМПК, проведение индивидуальных занятий по коррекции различных видов нарушений обеспечивает предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки детей с ОВЗ в общей системе образования, облегчающих процесс обучения.
Специалистам ПМПК такой вид деятельности предоставляет неоценимый опыт для:
- улучшения качества диагностико-коррекционной работы,
- оказания помощи педагогам образовательных учреждений в разработке различных программ коррекционной направленности, а также специальных индивидуальных программ развития и сопровождения, учитывающих специфические образовательные потребности обучающихся.
- консультирования родителей (законных представителей) по различным вопросам обучения и воспитания ребенка с нарушениями в развитии, в том числе в условиях семьи.
Для эффективного и качественного проведения данного процесса необходима программа сопровождения, инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации коррекционной работы с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Право обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на особые образовательные потребности и возможности обеспечивают Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования (ФЗ273 ст. 11). 3), которые предусматривают "… - вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся".
Разработка различных видов программ сопровождения Законом РФ "Об образовании", другими нормативными документами строго не регламентируется. Хочется рассматривать сложившуюся ситуацию, как позитивную, т.к. она позволяет вносить коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей развития ребёнка с ОВЗ.
Например, определять порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание коррекционной занятий, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Представленная ниже программа разработана в связи с необходимостью по заключению, данному обучающемуся ГКОУ СО "Новоуральская школа №2", 9 класс для детей с ЗПР, в ГБУЗ СО "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница", обеспечить занятия с учителем-логопедом. Поэтому основной целью реализации данной программы логопедического сопровождения является коррекция устной и письменной речи и подготовка обучающегося к проведению письменного экзамена по русскому языку в форме сжатого изложения с творческим заданием.
При разработке данной программы
- применялся комплексный подход с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимся данного курса;
- соблюдался принцип преемственности с адаптированной рабочей программой по русскому языку для учащихся 9-го класса, реализуемой ГКОУ СО "Новоуральская школа №2";
- учитывалась необходимость защиты персональных данных обучающегося;
Раздел "Содержание курса" сознательно не был включён в программу, т.к. автор считает что его содержание практически дублируется в календарно-тематическом планировании.
Участие в данном семинаре автор этой статьи считает, прежде всего, открывшейся возможностью получения новых профессиональных знаний, и потому будет очень благодарен уважаемым коллегам за конструктивной диалог, обсуждение практических и теоретических вопросов сопровождения детей с ОВЗ.