Хомутинникова Светлана Михайловна, учитель-дефектолог, МАОУ "СШ № 9", педагог-психолог КМКУ ЦППМС "Доверие", Красноуфимск, Свердловская область
В статье рассматривается опыт взаимодействия психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательного учреждения (ОУ) и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в организации образовательного процесса для учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
В последние годы наблюдается рост числа обучающихся с ОВЗ, что требует увеличения числа специалистов по психолого-педагогическому сопровождению и реализации адаптированных образовательных программ (АООП). В условиях этой динамики эффективное взаимодействие между ППк и ПМПК становится очевидной, так как организация обучения детей с особыми образовательными потребностями является ключевым шагом к созданию оптимальной образовательной среды в коррекционных и инклюзивных классах.
1. Выявление детского неблагополучия на ранних этапах.
Целевая установка психолого-педагогического сопровождения - раннее выявление неблагополучия у детей. Для этого предусмотрены мероприятия, направленные на взаимодействие дошкольных образовательных организаций (ДОУ) и школ (ОУ) в микрорайоне.
Первый шаг - сотрудничество специалистов ДОУ, ОУ и ПМПК в организации открытых мероприятий в подготовительных группах, что помогает интегрировать информацию об актуальном развитии выпускников и формировать представления о будущем обучении. Проводятся расширенные совещания ППк для разработки единой стратегии адаптации детей в школе.
Также важно комплексное обследование первоклассников и наблюдение в течение учебного года, включая анализ успеваемости и индивидуальную диагностику. На расширенных заседаниях ППк обсуждают результаты коррекционной работы, что позволяет оценивать эффективность мероприятий.
знакомление родителей и педагогов с особенностями актуального развития ребенка и обобщение результатов для педагогического сообщества также играют важную роль. ПМПК обобщает данные для анализа на уровне Управления образования, формирует методические рекомендации и даёт консультации для специалистов ОУ.
Синергия специалистов помогает лучше диагностировать причины нарушений и разрабатывать планы для коррекционной работы, а также консультировать семьи и педагогов. Главная задача — определить наличие у ребенка нарушений в развитии или неблагоприятных условий в семье и/или образовательной организации.
Тематические консультации для участников образовательного процесса, проводимые специалистами, охватывают важные аспекты детского развития, включая психомоторное, эмоциональное, речевое развитие, и развитие поддерживающей атмосферы, позитивной самооценки и доверительных отношений в семье.
2. Организация психолого-педагогического сопровождения для компенсации дефицитов развития.
Когда у ребенка возникают трудности в обучении в следствие нарушений в системе воспитания и обучения, то раннее психолого-педагогическое вмешательство становится ключевым для восстановления гармоничного развития ребенка.
Важно выявить неблагоприятные факторы и снизить их негативное влияние. Однако члены семьи не всегда осознают необходимость работы над улучшением воспитательных практик. Пассивная позиция педагогов в отношении раннего выявления дефицитов также усложняет ситуацию.
Эффективные меры включают консультирование о возрастных особенностях, распространенных ошибках в воспитании, развитии игровой деятельности. Хороший результат дают совместные мероприятия для родителей и детей с целью формирования конструктивного взаимодействия, а также практические занятия для родителей по улучшению взаимодействия с детьми.
3. Организация психолого-педагогического сопровождения для обучающихся, нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания.
При устойчивых трудностях в усвоении образовательной программы необходимо комплексно оценить личные ресурсы и нарушения в развитии ребенка. Ключевым шагом является создание индивидуального психолого-педагогического сопровождения в рамках адаптированной образовательной программы (АОП), которое включает привлечение разнообразных ресурсов для эффективного освоения материала. При необходимости коррекционно-развивающая программа может продолжаться на этапе основного образования.
Взаимодействие ППк и ПМПК осуществляется через профилактические и организационно-методические мероприятия. Специалистами ПМПК осуществляется мониторинг условий реализации АОП в ОУ, обучающие мероприятия для педагогов и родителей. Важными условиями успешного обучения детей с ОВЗ является постепенное усложнение образовательных задач с созданием условий сохранения ситуаций успеха и использованием пролонгированных сроков обучения.
Среди проблем выделяются недостаточная адаптация учебного материала к индивидуальным особенностям ребенка с ОВЗ, необоснованное исключение пролонгированных сроков и недостаточная медикаментозная поддержка.
Результативные меры включают в себя: мониторинг реализации АОП; тематическое консультирование родителей и педагогов; организация круглых столов по обмену опытом между родителями; проведение вебинаров и конференций, инициируемых региональными методическими центрами.
Задачи по раннему выявлению детского неблагополучия, адаптации образовательных программ, своевременной организации сопровождения обучающихся эффективно решаются в рамках взаимодействия ППк и ПМПК.

