Суворина Надежда Павловна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна", Верхняя Пышма, Свердловская область
Подросток с глубокими нарушениями зрения встречает на своем пути неизмеримо большее количество трудностей, чем зрячий. У слепых и слабовидящих обучающихся могут быть особенности эмоционально - волевой сферы: внушаемость, зависимость от мнения окружающих, обидчивость, повышенная чувствительность, замкнутость. Эти особенности необходимо корректировать, что обеспечит ребёнку компенсаторные пути развития, считают М.И. Земцова и Л.И. Солнцева [1].
В настоящее время тифлопсихологи считают, что индивидуальные различия слепых в волевой сфере являются следствием не слепоты, а воспитания. Воля формируется в деятельности. Включение ребенка в игровую, учебную и трудовую деятельность, осуществлении контроля и руководства со стороны взрослого, воспитание моральных качеств, целенаправленного действия на преодоление трудностей, постановка цели, планирование действий для достижения цели - позволяют преодолеть препятствия и развить волевые качества.
Индивидуальные и групповые занятия психолога, направленные на развитие и коррекцию волевой сферы успешно справляются с этими задачами. Групповые занятия позволят улучшить коммуникативные навыки, получить поддержку сверстников. Индивидуальные занятия позволят глубже проработать трудности слепого или слабовидящего подростка.
Цель занятия: развитие способности более гибкого восприятия происходящих ситуаций; поиск вариантов решения проблемной ситуации с использованием пятиступенчатого процесса позитивной психотерапии Н. Пезешкиана; актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в своих силах.
Форма проведения: тренинговое групповое занятие. Возраст участников: 14-18 лет.
Необходимые материалы: массажный мяч, шкатулка, листочки с проблемными ситуациями, мешок с мелкими предметами и игрушками, метафорические ассоциативные карты "Источник".
Вводный этап: каждый участник, передавая мяч, рассказывает какое у него настроение и с чем его можно сравнить.
Затем проводим групповую дискуссию о том, какие трудности могут быть у ребят их возраста. Обсуждая проблемы сверстников, подросток будет говорить и о себе, но опосредованно, что будет психологически безопасно для него.
Основной этап: упражнение "Анализируй это!". Цель упражнения: развитие способности более гибкого восприятия происходящих ситуаций. Психолог предлагает участникам разделиться на подгруппы по 2-3 человека, вытянуть из шкатулки листок с ситуацией и найти в каждой три положительных и три отрицательных момента. Примеры ситуаций психолог подбирает сам. После обсуждения каждая подгруппа называет событие, которое они обсуждали, и рассказывает об их плюсах и минусах.
Далее психолог предлагает обучающимся модель решения любой сложной ситуации с использованием пятиступенчатого процесса позитивной психотерапии Н. Пезешкиана. Психолог предлагает в качестве примера взять вопрос, который важен для каждого из ребят, какую-то общую проблемную ситуацию.
Ребята вместе выполняют следующие шаги:
- Выделяем актуальную проблемную ситуацию.
- Возникали ли похожие проблемы в течение последнего года-двух, как вы с ними справлялись? (вспомните способы, которые вы использовали для ее преодоления).
- Вернитесь к актуальной проблемной ситуации, проанализируйте ее негативные стороны. Что Вы теряете в этой ситуации? Выделите позитивные стороны данной ситуацией. Позитивные стороны – это вторичные выгоды.
- Найдите предполагаемые варианты решения проблемной ситуации. Определите, какие моменты остались нерешенными или появились в результате работы над актуальной проблемой. Какие собственные возможности и ресурсы (физические, психологические, интеллектуальные, моральные, временные) и опыт преодоления могут в этом помочь?
- Выработайте девиз преодоления проблемной ситуации, который будет служить руководством к действию на ближайшее время.
Таким образом, у слепых и слабовидящих обучающихся появился инструмент решения любой сложной ситуации.
Заключительный этап: найдем ресурсы, которые помогут каждому из вас преодолеть эту проблему. Для слабовидящих обучающихся используем метафорические ассоциативные карты "Источник", для слепых обучающихся – "Волшебный мешочек" - мешок, наполненными мелкими игрушками и предметами. Обучающийся не глядя достает карточку или игрушку и анализирует, какие еще ресурсы могут помочь ему в преодолении его трудностей.
Рефлексия: что сегодня было важным? Что было сложным?
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы слепых и слабовидящих обучающихся среднего и старшего школьного возраста на занятии психолога успешно реализуется в ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна более 10 лет.
Литература
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
- Ялов А.М. "Краткосрочная позитивная психотерапия", СПб, 1997г.

