Метод расширения речевых моделей как средство развития фразовой речи обучающихся с ТМНР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Полянская Валентина Васильевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) стало важной темой исследований и разработок в области специальной педагогики.

Одной из ключевых задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение равных образовательных возможностей для всех детей независимо от степени нарушений. Однако дети с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости сталкиваются с серьезными трудностями в развитии речи, включая нарушение звукопроизношения, ограничение активного словаря и низкий уровень коммуникативных способностей.

Нарушения речи у таких детей носят системный характер, затрагивая все компоненты речевой деятельности:

  1. Ограниченность речевого опыта и слабая мотивация к общению.
  2. Затрудненное понимание смысла слов и смысловых связей.
  3. Проблемы с восприятием и воспроизведением звуков.
  4. Отсутствие самостоятельных инициатив в общении.

Одним из эффективных методов коррекции речи является метод расширения речевых моделей. Данный метод предполагает поэтапное развитие речевых структур, начиная с отдельных звуков и заканчивая простыми синтаксическими конструкциями.

Схематично метод расширения речевых моделей можно изобразить в виде пирамиды:

Основные этапы реализации метода:

Формирование первичных звуко-речевых навыков:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения на дыхание и голосообразование.
  • Пропевание гласных звуков ("а", "о", "у").
  • Выработка первых согласных звуков ("м", "п", "б", "в", "ф", "к", "г").

Закладка базового словаря:

  • Использование приема звукоподражания для связи слогов с объектами (например, "кошка мяукает").
  • Образование простых одно- и двусложных слов ("мама", "папа", "кот").

Создание речевых моделей:

  • Работа над построением простых коммуникативных фраз ("дай", "на").
  • Переход к двухсловным фразам ("дай мяч", "на стул").
  • Постепенное усложнение структуры фраз ("я иду", "я ем", "я мою").

Использование игровых методик:

  • Дидактические игры, стимулирующие активное участие ребенка в речи ("игровые путешествия", "птички полетели").
  • Применение наглядных материалов (карточки, игрушки).

Расширение активного словаря:

  • Тематический подбор слов по повседневным ситуациям ("семья", "игрушки", "овощи").
  • Моделирование ситуаций, активизирующих спонтанное употребление новых слов.

При организации занятий важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и соблюдать принципы дидактики:

  • Демонстрация образцов речевых действий.
  • Медленный темп предъявления материала.
  • Поддержка активности ребенка посредством позитивного подкрепления. Регулярное использование метода расширения речевых моделей обеспечивает устойчивый прогресс в развитии речи у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями. Это повышает их шансы на успешную социальную адаптацию и улучшение качества жизни.

Литература

  1. Баряева Л.Б.,Логинова Е.Т.,Лопатина Л.В. Я – говорю! Рабочая тетрадь (упражнения с пиктограммами). – СПб.ДРОФА,2007.
  2. Маллер А.Р.,Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.,2000.
  3. Фролкина А.В., Формирование коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи.//Логопед.2018.№1
  4. Шоркина Т.Д., Игры для формирования речи у детей с нарушением интеллекта.// Логопед. 2017. №2

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить