Полянская Валентина Васильевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) стало важной темой исследований и разработок в области специальной педагогики.
Одной из ключевых задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является обеспечение равных образовательных возможностей для всех детей независимо от степени нарушений. Однако дети с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости сталкиваются с серьезными трудностями в развитии речи, включая нарушение звукопроизношения, ограничение активного словаря и низкий уровень коммуникативных способностей.
Нарушения речи у таких детей носят системный характер, затрагивая все компоненты речевой деятельности:
- Ограниченность речевого опыта и слабая мотивация к общению.
- Затрудненное понимание смысла слов и смысловых связей.
- Проблемы с восприятием и воспроизведением звуков.
- Отсутствие самостоятельных инициатив в общении.
Одним из эффективных методов коррекции речи является метод расширения речевых моделей. Данный метод предполагает поэтапное развитие речевых структур, начиная с отдельных звуков и заканчивая простыми синтаксическими конструкциями.
Схематично метод расширения речевых моделей можно изобразить в виде пирамиды:

Основные этапы реализации метода:
Формирование первичных звуко-речевых навыков:
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения на дыхание и голосообразование.
- Пропевание гласных звуков ("а", "о", "у").
- Выработка первых согласных звуков ("м", "п", "б", "в", "ф", "к", "г").
Закладка базового словаря:
- Использование приема звукоподражания для связи слогов с объектами (например, "кошка мяукает").
- Образование простых одно- и двусложных слов ("мама", "папа", "кот").
Создание речевых моделей:
- Работа над построением простых коммуникативных фраз ("дай", "на").
- Переход к двухсловным фразам ("дай мяч", "на стул").
- Постепенное усложнение структуры фраз ("я иду", "я ем", "я мою").
Использование игровых методик:
- Дидактические игры, стимулирующие активное участие ребенка в речи ("игровые путешествия", "птички полетели").
- Применение наглядных материалов (карточки, игрушки).
Расширение активного словаря:
- Тематический подбор слов по повседневным ситуациям ("семья", "игрушки", "овощи").
- Моделирование ситуаций, активизирующих спонтанное употребление новых слов.
При организации занятий важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и соблюдать принципы дидактики:
- Демонстрация образцов речевых действий.
- Медленный темп предъявления материала.
- Поддержка активности ребенка посредством позитивного подкрепления. Регулярное использование метода расширения речевых моделей обеспечивает устойчивый прогресс в развитии речи у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями. Это повышает их шансы на успешную социальную адаптацию и улучшение качества жизни.
Литература
- Баряева Л.Б.,Логинова Е.Т.,Лопатина Л.В. Я – говорю! Рабочая тетрадь (упражнения с пиктограммами). – СПб.ДРОФА,2007.
- Маллер А.Р.,Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.,2000.
- Фролкина А.В., Формирование коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи.//Логопед.2018.№1
- Шоркина Т.Д., Игры для формирования речи у детей с нарушением интеллекта.// Логопед. 2017. №2

