Хафизова Регина Раисовна, учитель-логопед, КОУ "Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Сургут, ХМАО (Югра)
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной предметно - пространственной среды в логопедическом кабинете общеобразовательного учреждения.
Правильно обустроенное рабочее пространство помогает создать комфортные условия для обучения, коррекции и развития детей с особыми образовательными потребностями. Эта тема важна не только с точки зрения функциональности, но и с позиций гуманистического подхода, ведь правильно организованное пространство создает условия для комфортного пребывания ребенка в учебном процессе и способствует максимальному раскрытию его потенциала.
В соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Зонирование рабочего пространства в кабинете учителя-логопеда
В нашей школе используется зонирование логопедической среды:
- Учебная зона оснащена столом и стулом с регулируемой высотой. Рядом расположена магнитная доска и стеллажи с канцтоварами и дидактическими материалами.
- Релаксационная зона включает мягкий ковёр, удобные пуфы, мягкие игрушки, конструктор, модули, шумовые игрушки.
- Сенсорная зона представлена тактильным набором, сенсорной тропой, массажными мячиками, прозрачным мольбертом, разнообразными игрушками.
- Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, компьютером (ноутбуком). В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
Специфика логопедической работы
Логопедическую работу с ребенком с нарушением интеллекта мы строим по следующим направлениям:
Коррекция звукопроизношения:
- кабинет оборудован настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
- имеется логопедический набор "Говорюша" состоящий из 4 лотков, которые размещены в специальной стойке. В каждом из лотков находится оборудование для работы логопеда:1. На речевое дыхание; 2. На логопедический массаж; 3. На развитие мелкой моторики; 4. Различные дидактические материалы.
На развитие целенаправленной воздушной струи и речевого дыхания:
- имеются тренажёры, аэроболы, воздушные шары, мыльные пузыри, разноцветные вертушки, различные пособия, игры и упражнения.
Развитие слухового восприятия:
- для различения неречевых звуков используем колокольчики, различные звуковые коробочки, шумовые игрушки; на различение парных звонких – глухих согласных, твердых – мягких согласных звуков используем различные дидактические игры и упражнения.
Развитие мелкой моторики:
- коврики, трафареты, вкладыши, шнуровки, шарики Су-Джок, массажные мячи, игры с прищепками и т.д.
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи:
- представлены учебно- наглядными пособиями, картинками, различными карточками, дидактическими играми и т.д.
Формирование навыка чтения:
- имеется наглядный дидактический материал для обучения и закрепления навыка чтения (игры с буквами, словами, звуковые символы, схемы предложений, буквари, кубики Зайцева, магнитная азбука Жуковой).
Немаловажной частью в нашей работе с обучающимися являются Технические Средства Обучения (ТСО), которые позволяют сделать процесс обучения более увлекательным, интерактивным и продуктивным.
Рассмотрим некоторые категории ТСО.
Программы для коррекции речи предназначены для исправления дефектов речи. Часто включаем упражнения на развитие артикуляции, фонематического слуха, расширение словарного запаса и грамматических конструкций. Они могут быть адаптированы под индивидуальные потребности ученика и предлагать различные уровни сложности.
Примеры программ:
- Программа "Игры для Тигры" представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.
- Программа "Генератор логопедических заданий". Это программа помогает быстро сформировать домашнее задание ребенку.
- Программа "ЛогоБлиц" - предназначена для проведения речевой диагностики детей и фиксации результатов в электронном виде.
- Программа "Конструктор картинок". Помогает в создании пособий по лексическим темам, отработки грамматического строя и звукопостановки, изучения букв и чтения по слогам, тренировки памяти, внимания и других задач.
Компьютерные игры. Игры, направленные на развитие речевых навыков, привлекают детей своей интерактивностью и яркостью. Они позволяют закрепить изученный материал в интересной форме, повышая мотивацию к обучению.
Примеры игр:
- "Море лексики" (12 интерактивных игр по лексическим темам);
- "Занимательная фонематика" (игра на развития фонематического слуха и звуко-буквенного анализа);
- "Звуковой калейдоскоп" (игры на изучение звуков и букв, на дифференциацию звуков, на нахождение лишних звуков в словах, определение позиции заданного звука);
- "Речевой экспресс" (игры на формирование умений и навыков, связанных с развитием грамматического строя речи).
Онлайн-игры. Онлайн-игры позволяют детям взаимодействовать с виртуальным миром, выполняя задания, связанные с развитием речи.
Примеры бесплатных онлайн-игр:
- Развивающие онлайн игры на портале "Дефектология проф" (https://www.defectologiya.pro/games/)
- Развивающие онлайн игры на портале "Играемся" (https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry)
- Также мы подписаны на онлайн-портал "Мерсибо", где имеются различные материалы для развивающих и коррекционных занятий, обследования детей, создания пособий и повышения квалификации. (https://mersibo.ru/a/sdc)
Важно помнить: чтобы онлайн игры приносили пользу, они должны проходить под контролем педагога и обязательным обсуждением/проговариванием заданий.
Приложения для планшетов и смартфонов. Мобильные устройства стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих детей, и логопеды могут использовать этот тренд в свою пользу. Существует множество приложений, которые помогают развивать речевые навыки в удобной и привлекательной форме.
Примеры приложений:
- Приложение "Слушаю и говорю". Методическое пособие для развития у детей слухоречевых навыков. Приложение создано для использования вместе с настольной частью пособия "Слушаю и говорю".
- Приложение "Логопотам: учимся говорить" помогает в развитии речи через игры- тренажеры на логику, чтение. Есть возможность отслеживать прогресс ребенка.
- Приложение "Домашний логопед для детей" способствует правильному произношению звуков, развитию дикции и памяти.
Видео-ресурсы. Видеоматериалы могут быть полезным дополнением к традиционным методам обучения. Они привлекают внимание детей, позволяют наглядно демонстрировать правильные артикуляционные движения и моделировать ситуации общения.
Примеры видео-ресурсов:
- Букварь онлайн (комплекс занимательных игр, направленных на изучение букв и обучение чтению слогов, слов и простых предложений) (https://bukvar-online.ru/)
- Rutube- канал Елены MUSICWAY Музыкальные занятия. Сайт: https://rutube.ru/channel/7849618/
На канале представлены ритмические игры и упражнения, которые помогают логопедам разнообразить занятия с детьми и сделать их более интересными и эффективными. - Rutube- канал ЛОГОПЕД Ирина Надрус Сайт: https://rutube.ru/channel/44809467/videos/
Полезный канал с интересными логопедическими играми, артикуляционной гимнастикой, викторинами. - Rutube- канал Логопед и я Сайт: https://rutube.ru/channel/1379007/videos/
Интерактивные доски и панели позволяют интегрировать мультимедийные ресурсы прямо в классную комнату, делая уроки более насыщенными и увлекательными. Мы используем их для демонстрации презентации, видео, иллюстраций, а также для выполнения интерактивных заданий.
Примеры использования:
- демонстрация видеороликов с физминутками, выполнение интерактивных упражнений на развитие фонематического слуха, использование интерактивных игр для закрепления пройденного материала.
Организация предметно-пространственной среды для логопедических занятий позволяет нам добиваться положительной динамики в развитии речевых навыков детей с нарушениями интеллекта, продуктивно работать над коррекцией связной речи, что позволяет обучающимся активно взаимодействовать в обществе, социальной среде.

