Организация предметно-пространственной среды в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями интеллекта

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Хафизова Регина Раисовна, учитель-логопед, КОУ "Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Сургут, ХМАО (Югра)

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной предметно - пространственной среды в логопедическом кабинете общеобразовательного учреждения.


Правильно обустроенное рабочее пространство помогает создать комфортные условия для обучения, коррекции и развития детей с особыми образовательными потребностями. Эта тема важна не только с точки зрения функциональности, но и с позиций гуманистического подхода, ведь правильно организованное пространство создает условия для комфортного пребывания ребенка в учебном процессе и способствует максимальному раскрытию его потенциала.

В соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Зонирование рабочего пространства в кабинете учителя-логопеда

В нашей школе используется зонирование логопедической среды:

  • Учебная зона оснащена столом и стулом с регулируемой высотой. Рядом расположена магнитная доска и стеллажи с канцтоварами и дидактическими материалами.
  • Релаксационная зона включает мягкий ковёр, удобные пуфы, мягкие игрушки, конструктор, модули, шумовые игрушки.
  • Сенсорная зона представлена тактильным набором, сенсорной тропой, массажными мячиками, прозрачным мольбертом, разнообразными игрушками.
  • Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, компьютером (ноутбуком). В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.

Специфика логопедической работы

Логопедическую работу с ребенком с нарушением интеллекта мы строим по следующим направлениям:

Коррекция звукопроизношения:

  • кабинет оборудован настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
  • имеется логопедический набор "Говорюша" состоящий из 4 лотков, которые размещены в специальной стойке. В каждом из лотков находится оборудование для работы логопеда:1. На речевое дыхание; 2. На логопедический массаж; 3. На развитие мелкой моторики; 4. Различные дидактические материалы.

На развитие целенаправленной воздушной струи и речевого дыхания:

  • имеются тренажёры, аэроболы, воздушные шары, мыльные пузыри, разноцветные вертушки, различные пособия, игры и упражнения.

Развитие слухового восприятия:

  • для различения неречевых звуков используем колокольчики, различные звуковые коробочки, шумовые игрушки; на различение парных звонких – глухих согласных, твердых – мягких согласных звуков используем различные дидактические игры и упражнения.

Развитие мелкой моторики:

  • коврики, трафареты, вкладыши, шнуровки, шарики Су-Джок, массажные мячи, игры с прищепками и т.д.

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи:

  • представлены учебно- наглядными пособиями, картинками, различными карточками, дидактическими играми и т.д.

Формирование навыка чтения:

  • имеется наглядный дидактический материал для обучения и закрепления навыка чтения (игры с буквами, словами, звуковые символы, схемы предложений, буквари, кубики Зайцева, магнитная азбука Жуковой).

Немаловажной частью в нашей работе с обучающимися являются Технические Средства Обучения (ТСО), которые позволяют сделать процесс обучения более увлекательным, интерактивным и продуктивным.

Рассмотрим некоторые категории ТСО.

Программы для коррекции речи предназначены для исправления дефектов речи. Часто включаем упражнения на развитие артикуляции, фонематического слуха, расширение словарного запаса и грамматических конструкций. Они могут быть адаптированы под индивидуальные потребности ученика и предлагать различные уровни сложности.

Примеры программ:

  1. Программа "Игры для Тигры" представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.
  2. Программа "Генератор логопедических заданий". Это программа помогает быстро сформировать домашнее задание ребенку.
  3. Программа "ЛогоБлиц" - предназначена для проведения речевой диагностики детей и фиксации результатов в электронном виде.
  4. Программа "Конструктор картинок". Помогает в создании пособий по лексическим темам, отработки грамматического строя и звукопостановки, изучения букв и чтения по слогам, тренировки памяти, внимания и других задач.

Компьютерные игры. Игры, направленные на развитие речевых навыков, привлекают детей своей интерактивностью и яркостью. Они позволяют закрепить изученный материал в интересной форме, повышая мотивацию к обучению.

Примеры игр:

  1. "Море лексики" (12 интерактивных игр по лексическим темам);
  2. "Занимательная фонематика" (игра на развития фонематического слуха и звуко-буквенного анализа);
  3. "Звуковой калейдоскоп" (игры на изучение звуков и букв, на дифференциацию звуков, на нахождение лишних звуков в словах, определение позиции заданного звука);
  4. "Речевой экспресс" (игры на формирование умений и навыков, связанных с развитием грамматического строя речи).

Онлайн-игры. Онлайн-игры позволяют детям взаимодействовать с виртуальным миром, выполняя задания, связанные с развитием речи.

Примеры бесплатных онлайн-игр:

  1. Развивающие онлайн игры на портале "Дефектология проф" (https://www.defectologiya.pro/games/)
  2. Развивающие онлайн игры на портале "Играемся" (https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry)
  3. Также мы подписаны на онлайн-портал "Мерсибо", где имеются различные материалы для развивающих и коррекционных занятий, обследования детей, создания пособий и повышения квалификации. (https://mersibo.ru/a/sdc)

Важно помнить: чтобы онлайн игры приносили пользу, они должны проходить под контролем педагога и обязательным обсуждением/проговариванием заданий.

Приложения для планшетов и смартфонов. Мобильные устройства стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих детей, и логопеды могут использовать этот тренд в свою пользу. Существует множество приложений, которые помогают развивать речевые навыки в удобной и привлекательной форме.

Примеры приложений:

  1. Приложение "Слушаю и говорю". Методическое пособие для развития у детей слухоречевых навыков. Приложение создано для использования вместе с настольной частью пособия "Слушаю и говорю".
  2. Приложение "Логопотам: учимся говорить" помогает в развитии речи через игры- тренажеры на логику, чтение. Есть возможность отслеживать прогресс ребенка.
  3. Приложение "Домашний логопед для детей" способствует правильному произношению звуков, развитию дикции и памяти.

Видео-ресурсы. Видеоматериалы могут быть полезным дополнением к традиционным методам обучения. Они привлекают внимание детей, позволяют наглядно демонстрировать правильные артикуляционные движения и моделировать ситуации общения.

Примеры видео-ресурсов:

  1. Букварь онлайн (комплекс занимательных игр, направленных на изучение букв и обучение чтению слогов, слов и простых предложений) (https://bukvar-online.ru/)
  2. Rutube- канал Елены MUSICWAY Музыкальные занятия. Сайт: https://rutube.ru/channel/7849618/ 
    На канале представлены ритмические игры и упражнения, которые помогают логопедам разнообразить занятия с детьми и сделать их более интересными и эффективными.
  3. Rutube- канал ЛОГОПЕД Ирина Надрус Сайт: https://rutube.ru/channel/44809467/videos/ 
    Полезный канал с интересными логопедическими играми, артикуляционной гимнастикой, викторинами.
  4. Rutube- канал Логопед и я Сайт: https://rutube.ru/channel/1379007/videos/ 
    Интерактивные доски и панели позволяют интегрировать мультимедийные ресурсы прямо в классную комнату, делая уроки более насыщенными и увлекательными. Мы используем их для демонстрации презентации, видео, иллюстраций, а также для выполнения интерактивных заданий.

Примеры использования:

  • демонстрация видеороликов с физминутками, выполнение интерактивных упражнений на развитие фонематического слуха, использование интерактивных игр для закрепления пройденного материала.

Организация предметно-пространственной среды для логопедических занятий позволяет нам добиваться положительной динамики в развитии речевых навыков детей с нарушениями интеллекта, продуктивно работать над коррекцией связной речи, что позволяет обучающимся активно взаимодействовать в обществе, социальной среде.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить