Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением интеллекта при реализации коррекционной программы в соответствии с ФАООП

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ускова Любовь Юрьевна, педагог-психолог, КОУ "Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ", Сургут, ХМАО (Югра)

Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная деятельность специалистов образовательной организации, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации обучающихся с умственной отсталостью.

Согласно приказу Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 была утверждена федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с нарушением интеллекта. В рамках психолого-педагогического сопровождения специалисты образовательной организации (педагоги-психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи) осуществляют реализацию коррекционной программы, которая входит в содержательную часть ФАООП обучающихся с нарушением интеллекта.

Целью программы коррекционной работы является оказание обучающимся комплексной психолого-педагогической помощи в освоении АООП, в коррекции имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК); организацию индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); оказание родителям (законным представителям) обучающихся с нарушением интеллекта, консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Основным механизмом, обеспечивающим системность помощи и реализацию коррекционной программы является психолого-педагогический консилиум образовательной организации. В рамках работы ПП-консилиума происходит выявление трудностей обучающихся в освоении образовательных программ, особенностей социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения. Разрабатываются рекомендации по организации психолого-педагогичского сопровождения обучающихся. Осуществляется консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

Коррекционно-развивающая работа - данное направление реализуется через организацию коррекционно-развивающих занятий специалистами образовательной организации и коррекционных курсов. В коррекционно-развивающую область учебного плана в часть, формируемую участниками образовательных отношений входят обязательные коррекционные курсы. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Название коррекционных курсов и их содержание так же определены ФАООП. Так, например, в учебном плане для обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1) определены такие коррекционные курсы как: развитие психомоторики и сенсорных процессов, логопедические занятия и ритмика. Для обучающихся с РАС (вариант 8.3) определены такие коррекционные курсы, как: музыкально-ритмические занятия, формирование коммуникативного поведения, социально-бытовая ориентировка, развитие познавательной деятельности. Важно отметить, что названия коррекционных курсов и их содержание мы не можем менять, т.к. одним из главных требований ФАООП является – создание единого образовательного пространства. Методическая поддержка внедрения ФАООП - ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» обеспечивает научно-методическое сопровождение обновления программно-методического обеспечения общего образования обучающихся с ОВЗ.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК.

Диагностическая работа - обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП (психолого-педагогического обследования, анализа результатов обследования, мониторинг динамики развития обучающихся).

Мониторинг освоения программы коррекционной работы проводится на психолого-педагогическом консилиуме школы в ходе анализа результатов диагностической работы специалистов. Оценка достижений освоения коррекционной программы осуществляется экспертной группой. Предложенный мониторинг позволяет отследить динамику развития ребёнка по результатам коррекционно-развивающей работы специалистов службы ПП-сопровождения (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социального педагога). Оценка уровня развития осуществляется по 4-х балльной системе (Приложение 1) (3 балла – значительная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 1 балл – незначительная динамика; 0 баллов – динамика отсутствует).

Консультативная работа ― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; помощь семье в вопросах воспитания и развития ребёнка с ОВЗ. Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями).

Информационно-просветительская работа включает:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей,
  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

 

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf351 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить