Савченко Вероника Александровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа "Эверест", Екатеринбург, Свердловская область
Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из приоритетных задач государства как в области образования, так и в области социально-экономического и демографического развития Российской Федерации.
Для более успешного освоения образовательной программы детьми с ОВЗ необходимы специальные условия, которые создаются и подбираются, учитывая физические, психологические и индивидуальные особенности детей.
Речевые нарушения выявляются практически у всех младших школьников с двигательными нарушениями. Чаще всего - различные формы дизартрии. Нарушения звукопроизношения осложнены общим недоразвитием речи. Также у обучающихся с НОДА отмечается своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи: словарный запас ограничен; недостаточное понимание значений многих слов и понятий; лимитированное понимание многозначности слов, сложности при подборе однокоренных слов, затруднено различение смысловых оттенков отдельных выражений в зависимости от контекста, неправильное употребление приставок и суффиксов при словообразовании.
Все эти особенности развития обучающихся влияют на их письменную речь, что приводит к различным формам дисграфий, чаще всего – аграмматической. На письме встречаются такие ошибки: нарушение словообразования и сслово изменение, слабая дифференциация предлогов и приставок, пропуски, повторения слов в предложений, нарушение последовательности предложений в тексте.
Предупреждать и преодолевать дисграфические нарушения и овладевать русским языком обучающимся младших классов (наряду с другими методами и приёмами) мне помогает один из методических приёмов образовательной технологии "Развитие критического мышления" - синквейн, который активирует умственную деятельность через чтение и письмо.
Одной из важнейших задач при обучении детей с НОДА является не только научить их правильно читать и говорить, но и мыслить. Такой приём как синквейн позволяет создавать условия для развития личности, которая способна критически мыслить. Синквейн - нерифмованная стихотворная форма из пяти строк (от фр. - cinquains), возникла в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.
При составлении синквейна используют следующий алгоритм:
1 строка - существительное (местоимение).
Тема синквейна, главная идея (предмет, понятие, явление).
2 строка - два прилагательных.
Два существенных признака, которые описывают тему.
3 строка - три глагола.
Описывают действия, относящиеся к теме.
4 строка - фраза (чаще из четырёх слов).
Выражает личное отношение автора к теме.
5 строка - одно (два) слова.
Ассоциация, синоним, обобщающее слово, чётко характеризующее тему.
Использование синквейна в коррекционно-логопедической работе для предупреждения и преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с НОДА актуально на сегодняшний день, поскольку:
- способствует коррекции речевой системы в целом;
- развивает неречевые психические функции;
- создаёт условия для творческого развития личности;
- позволяет обучающимся быть активными;
- обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход;
- имеет игровую направленность;
- не требует особых условий по применению.
Благодаря использованию приёма "синквейн" при коррекции аграмматической дисграфии можно достичь следующих рузультатов:
- актуализировать и обогатить словарь, уточнить содержание понятий;
- способствовать развитию лексико -грамматических категорий;
- закреплять знания о частях речи, о предложении;
- способствовать формированию фразовой и связной речи.
Работа по составлению синквейна начинается в первом подготовительном классе с накопления, уточнения словаря (названий предметов, явлений, понятий, их признаков и действий, которые они могут совершить).
Варианты работы при использовании приёма "синквейн":
- дополнение неполного синквейна (дополнить тему, составить предложение по теме, подобрать прилагательные или глаголы);
- составление синквейна. В (сначала показать предмет, картинку, затем по представлению).В подготовительном и 1 классе используются графическое изображение синквейна (дети видят количество слов,"границы" слов);
- исправление ошибок в готовом синквейне;
- составление синквейна по сказке, рассказу (герои, события);
- составление краткого рассказа (по готовому синквейну).
Работу можно проводить индивидуально и в группах. Составить синквейн получается у всех обучающихся. Не нужно ограничивать их творческие порывы.
Использование синквейна в коррекционно-логопедической работе способствует не только коррекции речи в целом и помогает предупредить (преодолеть) аграмматической дисграфию, а также повышает учебную мотивацию, совершенствует коммуникативные навыки обучающихся.
Литература
- Акименкова В. М. Развивающие технологии в логопедии, Ростов н/Д., Феникс, 2011
- Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина / под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 64 с
- Финни, Р. Н. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие [Текст] / под ред. Е. В. Клочковой. – Теревинф, 2016. – 336 с.

