Горновая Лариса Владимировна, учитель-логопед, Сенникова Евгения Олеговна, педагог-психолог, МАДОУ "Страна Чудес", структурное подразделение детский сад № 12 "Солнечная полянка", Новоуральск, Свердловская область
Идея совместного проекта родилась у нас, специалистов детского сада: учителя-логопеда и педагога-психолога тогда, когда мы приняли участие в онлайн-фестивале "Нейроигры" в 2024 году. Наш детский сад посещают дети, имеющие статус ОВЗ из-за тяжелых нарушений речи, которые нуждаются в создании специальных условиях для получения образования.
Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с использованим современных технологий позволяют обеспечить систему комплексного сопровождения детей с ТНР и повышают эффективность коррекционной работы. В связи с часто встречающейся сложной картиной структуры дефекта и пониманием того, что в коррекционной работе необходимы дополнительные инструменты для оказания эффективной помощи воспитанникам и их родителям ( законным представителям ), мы стали применять нейропсихологический подход. Конечно полноценную нейропсихологическую коррекцию может провести только нейропсихолог. Однако у нас есть возможность применять элементы нейропсихологической коррекции.
У наших воспитанников, в ходе работы по сбору данным из анамнеза, результатам проведения диагностического обследования, наблюдений, бесед и консультаций с родителями или законными представителями, выявились трудности и проблемы не только в когнитивной, аффективно – эмоциональной сферах, но и, главным образом, в регуляторной, в развитии произвольной регуляции, при чем с самого первого уровня – сенсомоторного развития, а так же значительные нарушения в развитии общей, тонкой и артикуляционной моторики, имеются либо гипо, либо гиперчувствительность, низкий или повышенный мышечный тонус, низкий уровень осознания границ собственного тела.
Целью нашего взаимодействия в рамках реализации проекта "НейроЛаб" является создание условий для улучшения формирования психомоторного и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, используя элементы нейротехнологий.
Нейротехнологии в работе с детьми — это технологии, которые взаимодействуют с мозгом, анализируют его работу и могут стимулировать его активность. Использование нейротехнологий невозможно без изучения основ нейропсихологии. Эта наука была основана в нашей стране в середине 20 века всемирно известным ученым Александром Романовичем Лурия. Он выделил три основных функциональных блока головного мозга. (см. приложение №1.) Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то в следствии будет понижение тонуса коры головного мозга. У ребенка становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, вялость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоциональная жизнь ребенка изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным. Ребенок становится соматически ослабленым.
Нарушения второго блока. В пределах височной доли приводят к нарушению слуха. Поражение теменных долей - нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений. Поражения третьего блока мозга ведут к нарушениям: опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.
В зависимости от нарушений трёх основных функциональных блоков мы используем нейроигры для: коррекции тонуса коры головного мозга (дыхательные упражнения, самомассаж); для улучшения возможности процесса приема, обработки и хранения информации (движения перекрёстного характера, направленые на развитие мозолистого тела головного мозга); для улучшения контроля и регулирования деятельности (ритмичное изменение положения рук). Телесно-ориентированные упражнения, направленные на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры и улучшение самоконтроль и регулирование своей деятельности. Выполнение подобных упражнений у ребенка положительно влияет на его эмоциональный фон, что помогает развивать навыки коммуникации, эмпатии, сотрудничества и взаимодействия со сверстниками. даже после одного занятия отмечаются :улучшение настроения, снижение тревожности, появление бодрости и энергии, повышение скорости реакции. Хочется отметить важную особенностью данного проекта - начать работу можно без дополнительных затрат и приспособлений, имея только собственные руки. При этом, и педагогу, и родителю работать с детьми можно в любом месте (в ДОУ, дома, транспорте), а дети это воспринимают скорее как игру, а не как сложное задание.
Инклюзивные подгрупповые занятия с детьми (в количестве 4-5 человек) проходят 2 раза неделю в комфортном партнерском общении педагогов и детей, упражнения мы выполняем вместе с детьми, что создает ситуацию доверия, интереса к деятельности, повышает коммуникативные навыки и самооценку ребенка.
Первое занятие предполагает знакомство с материалом, получение умений, навыков. На втором занятии эти умения и навыки отрабатываются и закрепляются. Для эффективности и результативности работы необходимо тесное взаимодействие с семьей. Поэтому специалисты дают еженедельно индивидуальные рекомендации для выполнения в домашних условиях.

