Дурова Оксана Федоровна, учитель-дефектолог, КОУ "Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ", Сургут, ХМАО (Югра)
В современном школьном образовании России обучению детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии выделяется особое место.
Развитие обучающихся, имеющих два первичных нарушения - в данном случае слепоты, сочетающейся с интеллектуальной недостаточностью значительно осложнено, так как каждое первичное нарушение, существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что значительно усложняет общую структуру нарушения и затрудняет его компенсацию.
Дети с таким сочетанием нарушений обучаются по Адаптивной Основной Общеобразовательной Программе Начального Общего Образования (АООП НОО) слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, Вариант 3.3.). Целью реализации данной программы является создание условий выполнения требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта, через обеспечение личностного развития, достижения ими планируемых результатов освоения программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка составляется специальная индивидуальная программа развития (СИПР), которая позволяет овладеть ребенку знаниями и умениями на системном уровне в рамках образовательного процесса, сформировать базовые учебные действия, социальные компетенции.
Адаптация методик и учебного материала для обучения слепых детей с умственной отсталостью являются важной составной частью коррекционно-образовательного процесса.
На уроках с такой категорией детей для демонстрации используются реальные предметы и их муляжи. Необходимо следить за соотношением размеров предмета, его сходством с реальным предметом, правильным пространственным расположением частей предмета, его пропорциональностью, безопасностью материалов.
Так же для демонстрации используются рельефно-графические пособия, которые изображают предметы в объемном виде (это рельефные книги, карты, схемы). При необходимости можно самостоятельно или совместно с ребенком изготовить дидактическое пособия.
Для ознакомления с предметом и его изображением, развитию пространственных представлений, обучению математическим представлениям можно использовать такие тифлотехнические приборы как, графический прибор «Школьник», «Графика», «Ориентир».
Обучение чтению, письму по системе Брайля слепых обучающихся с умственной отсталостью имеет свои особенности.
Шрифт Брайля – рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми.
Обучение такой сложной системе знаков ребенка, имеющего интеллектуальную недостаточность занимает больше времени, чем детей с сохранным интеллектом.
Необходимо начать обучение с понимания символа «шеститочия» и его составляющих. Ребенок должен понять эти шесть точек, знать их расположение, уметь легко в них ориентироваться. Совместно с родителями педагогами нашей школы был спроектирован, изготовлен и адаптирован знак «шеститочия» больших размеров (10х15см), выполненный из дерева. Макет тактильно разбит на шесть ячеек, что позволяет нам отрабатывать практический навык поиска ячеек (точек) и обозначать в нём буквы и символы с помощью деревянных «точек».
Так же мы изготовили буквы (из фетра с пуговицами, пришитыми в соответствии с определенными символами системы Л.Брайля). Это пособие позволяет нам автоматизировать обозначение букв, их названия, а так же выступает в качестве «кассы букв» при составлении слогов, слов, звуко-буквенного анализа на начальном этапе обучения.
На дальнейшем этапе обучения мы используем «Тактильную кассу» (учебное пособие), где размер букв (символов по Л.Брайлю) более приближен к размеру печатного текста в книгах и специальных пособиях. С помощью такой кассы мы составляем слоги и слова, учимся составлять и читать текст.
Параллельно с этой работой мы учим детей работать в тетради, где незрячими учениками осваиваются основные правила работы с тетрадью, прибором для письма по Л. Брайлю и грифелем.
Так, в ходе поэтапной и кропотливой работы незрячие ученики нашей школы учатся читать и писать по Брайлю.
Таким образом, подбирая, создавая и адаптируя учебный материал и специальные тифлотехнические пособия, учитывающие все особенности слепого ребенка с нарушением интеллекта, мы создаем благоприятные условия для их развития и воспитания в условиях школьного обучения.

