Создание психолого- педагогических условий для развития и формирования читательской грамотности обучающихся с ОВЗ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Авдюкова Елена Викторовна, учитель-логопед, педагог-психолог, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется "…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …".

В связи с этим, становится актуальной проблема системы организации учителем читательской деятельности младших школьников в учебном и внеурочном образовательном пространстве. Существуют различные методы и приёмы работы с текстом, которые способствуют формированию читательской грамотности младших школьников, но особого внимания заслуживают следующие группы технологий:

  1. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили).
  2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова).
  3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (на основе современных информационно-телекоммуникационных средств (В.В. Фирсов).
  4. Смешанное обучение, перспективно-опережающее (С.Н. Лысенкова).
  5. Групповые и коллективные способы обучения (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко).

Какую бы технологию не выбрал учитель, необходимо помнить, что у учащихся младшего школьного возраста основной является коммуникативная сфера развития личности. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим, становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

Технология проблемного обучения

Основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Для создания проблемных ситуаций используются кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

Здоровьесберегающая технология

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, необходимо отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Чтение является сложной деятельностью, которая включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в тесной взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить